И.П.Дабаева

(Ростов-на-Дону)

 

Политика династии Романовых в области

церковно-певческой культуры

 

Русская церковно-певческая культура — огромный культурный пласт, имеющий тысячелетнюю историю. Эта история разделяется на два больших периода. Первый — до середины ХVII в. — характеризуется каноничностью, опорой на устоявшиеся нормы и правила. Второй период — от середины ХVII в. до наших дней — связан с формированием и развитием композиторской школы: личное, индивидуально-авторское начало приобретало все большее значение. Последний период хронологически точно совпадает с правлением в России династии Романовых. Знаменательной чертой этого времени стали многочисленные инославные влияния (украинско-польское, итальянское, немецкое), которые изменили ход развития русской церковно-музыкальной культуры. В течение данного периода постепенно, но неуклонно происходила секуляризация богослужебно-певческого искусства, что привело к его значительному обмирщению в наши дни. На протяжении 300 лет русское церковное пение, взаимодействуя с различными светскими жанрами, школами, направлениями, все более отдалялось от своего основополагающего принципа — быть формой самого богослужения.

В литургическом музыковедении в связи с этим постоянно отмечается негативная роль императорского двора, вторжение русских царей в церковно-певческую культуру, что привело к насильственному изменению ее естественного исторического пути.

Какова же была политика династии Романовых в развитии церковно-певческой культуры? Рассмотрим роль императорской фамилии в этом процессе на протяжении XIX в.

Прежде, однако, необходимо отметить, что церковная музыкальная культура — явление объемное, включающее в себя множество составных элементов. Само же богослужебное пение представляет лишь вершину этого айсберга. Для глубокой характеристики состояния церковно-певческой культуры недостаточно ответить на вопросы: кто поет? что поет? как поет? и с какой целью поет? Количественный и качественный состав церковного хора, стиль исполнения, репертуар, степень сопричастности самому богослужению прочно связаны с широкими вопросами церковной жизни: церковного устройства, быта, образования и воспитания не только регентов и певчих, но и священнослужителей, клира, прихожан, вопросами религиозности и нравственности общества в целом. Только их комплексное решение приведет к пониманию тех процессов, которые происходили в церковно-певческой культуре прошлого века.

Обращаясь к XIX в., необходимо иметь в виду, что новый, значительный этап в развитии церковно-певческой культуры начинается не с его началом, а с царствования Николая I и заканчивается правлением Николая II, то есть охватывает период с 1825 по 1917 г. Государственную политику этого времени можно назвать политикой «официальной народности», а ее знаменитая триада — православие, самодержавие, народность, — провозгласив смену идеалов, направила в новое русло русскую общественную и духовную жизнь.

Идея православия, отражающая духовную сущность русского народа, стала основой концепции правления Николая I, а затем мощно реализовалась в делах последующих императоров. Поэтому и церковная культура, не привлекавшая царскую династию в предшествующий период, приковала к себе пристальное внимание в XIX в.

Чтобы оценить те процессы, которые происходили в церковно-певческой культуре XIX в., необходимо сжато охарактеризовать то, что досталось XIX в. в наследство от предшествующего периода.

С середины XVII в. началось приобщение русского двора к польской моде. Вместе с тем и в развитии церковной культуры Московской Руси произошел крутой поворот в сторону увлечения партесным многоголосием. Партесное пение внедрилось в богослужение, однако оставалось чуждым назидательным целям православной культуры.

С правления императрицы Анны Иоанновны (1730 г.) начался долгий период итальянского влияния в русской жизни, культуре, искусстве, церковной музыке. Особенно мощно мода на все итальянское проявилась в период царствования Екатерины II (1762–1796). Одним из важнейших последствий этого влияния на русскую церковную музыку стало проникновение в богослужение чуждого православным канонам жанра концерта. Итальянский стиль продержался в русской духовной музыкальной культуре до второй трети XIX в. Характерной чертой жизни русского общества в этот период стала организация крупными землевладельцами, помещиками больших коллективов по подобию царского хора — Придворной певческой капеллы (переименованную императрицей Екатериной II в Императорскую придворную певческую капеллу). Роль капеллы в развитии музыкального искусства этого периода трудно переоценить. Она не только участвовала в церковной и светской жизни царской фамилии, но стала в стилевом отношении эталоном хорового пения, а также, вопреки всем указаниям Синода, косвенно оказывала сильное воздействие на порядок богослужения.

Значительные изменения в церковно-певческой культуре начались с царствования Павла I, упразднившего многие начинания Екатерины II. Его отношение к церкви выразилось в законе о престолонаследии, изданном 5 апреля 1797 г., в котором император объявлялся главой православной церкви, а последняя — «господствующей и первенствующей». Мощное проникновение государства в жизнь церкви наглядно проявилось в мерах Павла I по укреплению самой веры. Так, манифест о трехдневной барщине, принятый в тот же день, когда был издан закон о престолонаследии, ярко демонстрирует вмешательство светской власти в чисто церковную функцию контроля над соблюдением верующими воскресного дня, которое регламентировало крестьянский быт. Этот, а затем и другие законодательные акты свидетельствовали о стремлении Государя наладить церковную жизнь, поднять престиж церкви. Уже в 1797 г. были вновь открыты многие духовные семинарии, резко увеличилось денежное содержание академий. Общая сумма вложений в духовные учебные заведения возросла почти вдвое по сравнению с екатерининским временем.

Павел I хорошо известен как знаток православного богослужебного пения. Вступив на престол, он содействовал прекращению того произвола, который царил в церковно-певческой культуре. Именно по его указу 10 мая 1797 г. Синод издал предписание, согласно которому запрещалось пение концертов за богослужением вместо причастна.

Вместе с тем царствование Павла I было слишком недолгим (1796–1801) и не оставило глубокого следа в русской церковно-певческой культуре.

Начинания Павла I в области церковного устройства продолжил Александр I. Однако наиболее значительным этапом в развитии церковно-музыкальной культуры в России стал период царствования императора Николая I (1825–1855). Усиление «господствующей и первенствующей» православной церкви стало одной из важнейших задач с первых месяцев его царствования.

Та система управления церковью, которая сложилась в период правления Николая I, просуществовала с очень небольшими изменениями вплоть до 1917 г. В самом общем плане ее сущность сводилась к следующему. Во главе православной церкви стоял царь, ему непосредственно подчинялись обер-прокурор и пленум Синода. И обер-прокурор, и Синод имели свои отдельные канцелярии, однако, последняя (то есть канцелярия Синода) была подотчетна первой.

Николай I значительно увеличил ассигнования на церковные нужды. Так, уже в 1847 г. они составили почти 2 % всех государственных расходов. Вновь открылись многие епархии, выросла сеть церквей, значительно увеличилось число духовенства, продолжала развиваться и совершенствоваться система духовного образования.

Огромное желание императора Николая I ввести во всей России порядок по единому образцу отразилось непосредственно и на развитии церковно-певческой культуры. Он хотел, чтобы церковное пение в России было благолепным, соответствовало духу богослужения. Образцом подобного пения в исполнительском отношении для него, естественно, был царский хор — Придворная певческая капелла. В стилистическом отношении начало новому направлению в деятельности капеллы было положено самим государем. Так, при назначении композитора М.И.Глинки на должность капельмейстера капеллы он сказал: «Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны всей Европе, и, следовательно, стоят того, чтобы ты занялся ими. Только прошу, чтобы они не были итальянцами»1. Эти слова указывают на желание государя уйти от итальянского стиля.

Но возникла новая проблема: если не продолжать с певчими капеллы прежнего стилистического курса, то в каком же стилистическом направлении вести хор Придворной капеллы?

Решающую роль в выборе пути развития русской церковно-певческой культуры сыграли взгляды на церковной пение самого Николая I и императрицы, прусской принцессы Шарлотты — дочери короля прусского Фридриха-Вильгельма III, в юности исповедовавшей протестантизм.

Результатом поиска нового пути стал резкий стилистический поворот церковно-певческой культуры к традициям немецкой духовной музыки. Образцом для гармонизации обиходных уставных напевов послужил принцип многоголосной обработки немецкого протестантского хорала.

Проводником идей императора Николая I стал полковник Алексей Федорович Львов — искренне и глубоко верующий человек, концертирующий скрипач, пользующийся авторитетом за границей (особенно в Германии), близкий царской семье и разделявший взгляды императора на церковное пение. 2 января 1837 г. государь Николай I возложил на Львова обязанности директора Придворной певческой капеллы. Для того чтобы достигнуть желаемого Николаем I единства, необходимо было провести ряд реформ. Прежде всего нужно было обновить церковно-певческий репертуар, положив для четырехголосного хора весь круг придворного пения и объявив именно это переложение обязательным для исполнения во всех церквях России. Не менее важной задачей стало воспитание новых кадров регентов и установление за ними контроля со стороны Придворной певческой капеллы.

Львов находился во главе Придворной певческой капеллы в период с 1837 по 1861 г., и именно он все это время определял в России техническое, стилистическое и репертуарное направление церковного пения. Это было возможно только благодаря мощной поддержке Львова государем Николаем I. Результатом деятельности Львова стала организация в капелле обучения регентскому делу и установление контроля над регентами — это привело к упразднению стилистического произвола, который царил в русском церковном пении в предшествующий период. Придворная певческая капелла долгое время оставалась практически единственной школой в России, обучающей регентскому мастерству.

Самым важным делом Львова для хорового церковного пения в России стало составление и издание «Обихода простого церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемого»2. Это издание по повелению государя Николая I вышло в 1848 г. и тогда же было разослано по всем епархиям. «Обиход...» Львова имел судьбоносное значение для церковного пения всей русской православной церкви: благодаря ему по всей России установилось единообразное пение по образцу немецкого протестантского хорала. Успех «Обихода...» Львова оказался небывалым: за десять лет было выпущено 12 его изданий.

Отзывы знатоков богослужебного пения и комитета, созданного специально для обсуждения «Обихода...» и гармонизаций Львова, были неодобрительными, зато государь остался очень доволен результатами труда Львова и его сотрудников, за что они были соответствующе награждены. В «Записках» Львова можно обнаружить высказанное государем мнение по поводу переложения Львовым ирмосов греческого роспева. Прослушав их в исполнении Придворной певческой капеллы, он сказал: «Вот единство, которого я желаю. Спасибо тебе, спасибо»3.

Одновременно с этим была продолжена борьба против исполнения за литургией концертов. По повелению государя Николая I 19 апреля 1850 г. Синод издал указ за № 89884, которым предписывалось епархиальным архиереям не допускать пения в церквях произведений под названием «концерт».

В противоположность государю Николаю I император Александр II вовсе не интересовался церковно-певческими делами и всецело предоставил их Львову, а затем другому директору Придворной певческой капеллы — Н.Н.Бахметеву — и Синоду.

Новый, значительный этап в развитии русской церковно-певческой культуры ознаменован восшествием на престол государя Александра III (1881–1894), который мощно покровительствовал всему русскому, национальному в культуре и искусстве, стремился придать России больше внутреннего единства путем утверждения первенства русских элементов страны. Это направление было продолжено и Николаем II.

В результате период конца XIX — начала XX вв. стал временем стремительного подъема русской церковно-певческой культуры, значительной активизации деятельности композиторов в области культового музыкального творчества, поиска и обретения подлинно национальных путей развития отечественной духовной музыки, расцвета Синодального хора и училища церковного пения. Возникло большое количество церковных хоров как в центре, так и в провинции, регенты и певчие обрели возможность получать образование на краткосрочных регентских курсах, начали работу общества церковно-певческих деятелей, вопросы церковно-певческой культуры широко обсуждались на страницах многочисленных газет и журналов. Это был период необыкновенного расцвета церковно-певческой культуры, необычайно яркий, но вместе с тем чрезвычайно краткий, оборвавшийся насильственно в 1917 г.

 

Примечания

 

1 Разумовский Д.В. Церковное пение в России. М., 1868. С.240.

2 Об этом, например, пишет И.А.Гарднер в исследовании Богослужебное пение русской православной церкви. Нью-Йорк, 1982. Т.1–2. С.328–350.

3 Львов А.Ф. Записки Алексея Федоровича Львова // Русский архив. Кн. 3. М., 1884. С.93.

4 Церковно-гражданские постановления о церковном пении / Сост. прот .И.Чижевский. Харьков, 1878. С.10.