РОМАНОВЫ И КУЛЬТУРА РОССИИ

 

 

 

А.М.Сафронова

(Екатеринбург)

 

 

В.Н.Татищев о роли Петра I в распространении просвещения в России

 

Татищев вошел в историю России как выдающийся администратор, автор первого научного труда по отечественной истории, как первый источниковед и археограф, один из первых географов и статистиков, выдающийся деятель просвещения — теоретик и практик. Труды Татищева о просвещении в России активно изучаются около двух столетий, но до настоящего времени никем специально не рассматривались сведения по истории школы и образования, имеющиеся в его сочинениях.

Этих сведений больше всего имеется в уникальном труде Татищева «Разговоре двух приятелей о пользе науки и училищах», над которым он трудился в 30-х годах XVIII в. и который стал самым крупным историко-философским и одновременно историко-педагогическим трактатом в России первой половины XVIII в. Как страстный поборник просвещения, Татищев не мог не отразить вопросы, касающиеся образования, и в «Лексиконе» — первом отечественном энциклопедическом словаре, работу над которым он не успел завершить при жизни. Затронуты они и в самом главном труде Татищева — «Истории Российской», положившей начало развитию отечественной истории как науки.

В «Предъизвесчении» к «Истории Российской» Татищев задает вопрос: «Что же история в себе заключает?» — и выделяет в ней четыре важных составных части: историю божественную, церковную, гражданскую, или политику, а также историю «наук и ученых». В этой четвертой части речь, по его мнению, должна идти «о начале и происхождении разных званей училися, наук и ученых людей, яко же от них изданных книгах и пр., из которой польза всеобсчая произходит»1.

Вдумаемся в это суждение. По сути, Татищев первым в отечественной историографии сформулировал задачу изучения культуры и просвещения России в контексте ее политической истории. История гражданская («все деяния человеческие, благие и достохвальные или порочные и злые») должна дополняться сведениями о том, какую роль в распространении образования сыграл тот или иной правитель. По сути, мы можем считать Татищева первым исследователем истории образования в нашей стране. Он специально останавливался на вопросе о роли монархов в организации школ, начиная с Великого князя Владимира и кончая императорами первой половины XVIII в. Рассматривал деятельность на этом поприще наших митрополитов и патриархов. Затрагивал вопрос об уровне их собственной образованности, привел интересные факты о распространении женской грамотности в Киевской Руси и не удивительно, что именно Татищев стал первым, кто затронул вопрос о роли Романовых в развитии просвещения в России.

В «Предъизвесчении» к истории Татищев отмечал, что по прибытию в Петербург в 1739 г., приведя «Историю» «в порядок», снабдив примечаниями, «многим оную показывал, требуя к тому помосчи и разсуждения», но получил противоречивые отзывы и даже обвинения, будто «православную веру и закон … опровергал». В связи с этим вынужден был подвергнуть свой труд своеобразной духовной цензуре, отдать его новгородскому архиепископу Амвросию, который, «держав более месяца», «ничего истинне противнаго» не нашел, но предложил сократить некоторые «рассуждения», не согласные с церковными историями, изложенными в Прологах и Четьих Минеях. В частности, Татищеву пришлось сократить суждения «о манастырех и училисчах», по-видимому, критического характера2.

Хотя Татищев довел свою «Историю» лишь до 1613 г., до окончания Смуты и основания новой царской династии, и рассматривал вопросы школы и образования в контексте деяний Рюриковичей, как истинный поклонник просветительства, он не мог удержаться и от оценок действий Романовых на этом поприще. Эти оценки рассыпаны на страницах многотомной «Истории» и в основном посвящены Петру I.

Общеизвестно, что Татищев являлся одним из самых ярых поклонников реформаторской деятельности Петра. В «Предъизвесчении» он признается, что, хотя толчок к написанию истории дал ему Яков Брюс в 1719 г., «главнейшее было желание воздать должное благодарение вечной славы и памяти достойному государю… Петру Великому…»3. Татищев отмечал, что Петр сам «великое желание к знанию древности имел, для котораго неколико древних иностранных исторей перевесть повелел и часто с охотою читал…надеюсь, что отечества древности гораздо приятнее ему быть могли, нежели египетские, греческие и римские»4.

Татищев бегло охарактеризовал первые шаги Романовых в области просвещения: «Царь Алексей Михайлович детей своих латинскаго языка обучал и Спаское училище возобновил, но все оное мало успевало. Царь Феодор как сам был неколико обучен, особливо в стихотворстве и пения охоту имел, новое согласие пение ввел, а греческое демественное оставил, поучения всенародные в церкви сказывать повелел, для которого достаточных учителей призвал». Татищев противопоставил действия царей и патриарха Иоакима: последнему, «яко нимало ученому, весьма сие противно показалось, за что он и учителя Симиона Полоцкаго, яко еретика, проклинал, а по кончине государя поучение в церквах запретил даже»5.

К деяниям Петра I на поприще просвещения Татищев не раз обращался на страницах «Истории Российской», оценивал их чрезвычайно высоко, причем исключительно в контексте противоборства Петра с церковью. Татищев противопоставлял деятельность церкви и монастырей в Древней Руси и в позднейший период. В вариантах к главе 8-й, посвященной Ярославу Мудрому, высоко отзываясь о вкладе Ярослава в распространение монастырей и церквей, установление «урока» для них — «учить людей слову божию и закону», Татищев отмечал, что со времен Владимира это делалось, когда митрополит Леонтий ввел порядок, закрепленный еще в уставе императора Константина Великого, при котором официально было принято христианство в Риме: « чернцы на то токмо устроены, чтоб возрастных в церкви во время молитвенное, а юных во училищах письму и закону обучать», и для этого им дано достаточное содержание6.

По мнению Татищева, активная, позитивная роль духовенства в распространении образования в России утратилась с наступлением татаро-монгольского ига: «У нас науки до нашествия татар довольно умножились, но по нашествии Батыеве совсем угасли, а монастыри от учения отстали»7. Татищев считал, что в России, как и в Византии, «монахи, получа многие доходы, в праздности жить начали». Иван Грозный запретил давать новые вотчины монастырям, повелел забрать приобретенные противозаконно. И только Петр I, «бессмертныя славы и пользы Российския умножитель и сущий отец отечества», «о введении добраго порядка в монастырях, о умножении училищ и о употреблении на оных туне гиблемых надмерных монастырских доходов уставом духовным и указом 1724 года и другими изъявил»8.

Татищев имел в виду именной указ, данный Петром Синоду 31 января 1724 г. В нем толковалось понятие монашества, причины появления монастырей, критиковалась праздность монахов и определялись обязанности архимандритов по организации призрения отставных солдат, нищих, обучению сирот, мальчиков и девочек, грамоте, а мужской пол — еще и цифири, и геометрии. Отметим, кстати, что это был первый законодательный акт в России, касавшийся женского образования. В указе Петра 1724 г. расписывались также основы организации духовных семинарий в Петербурге и Москве, провозглашалась подконтрольность действий духовных лиц в этой сфере со стороны «светских градоуправителей»9.

В главе 47 «Об иерархии», рассматривая историю управления церковью до XVII в., Татищев подробнее коснулся церковной реформы Петра I. Заметим, что вся эта реформа подана здесь Татищевым почти исключительно в плане пользы для распространения просвещения. Он отметил, что после смерти патриарха Андриана в 1700 г., Петр «все правление его поручил одному архиепископу, над доходами патриаршими определил другаго и повелел оные на устроение и содержание училищ употребить»10. Учреждение Петром вслед за Синодом пяти архиепископств Татищев расценивал как правильный, полезный шаг опять же исключительно в плане распространения просвещения, как меру, способствующую контролю за деятельностью училищ и богаделен: «И как его величество ни о чем более, как к просвящению народа науками и ко искоренению суеверств прилежал, чрез которое многие неповинно в заблуждении гинут, и хотя о училищах в Духовном уставе положено, но Синоду за далеко отстоящими архиереи надзирать невозможно, намерился учинить 5 архиепископов, яко великороссиский, белороссиский, малороссиский, болгорский и сибирский; под их смотрением 38 епископов, при них для помощи в правлении, а собственно к содержанию училищ и богоделен 48 архимандритов и на всех достаточное денежное жалование из их собственных и монастырских доходов положил»11. Текст этого закона с припиской Петра — «Достальные употребить проповедникам в иноверцах, на прибавочные школы и богадельни» — Татищев видел у Ф.Прокоповича: в декабре 1724 г. царь «изволил о учреждении училищ в монастырех указом Синоду подтвердить, но кончиною его величества все оное в забвении осталось»12. Текст этого законодательного акта отсутствует в ПСЗ, поскольку же Татищев подробно передал его содержание, значит, такой указ Петра существовал, и следует выяснить судьбу этого документа.

В вариантах к главе 6-й, посвященной киевскому князю Владимиру, Татищев снова рассуждал о том, какими доходами должна располагать церковь и на что их тратить. Он поддерживал политику Петра по контролю за расходованием церковных средств: «смотреть нужно, на какую потребу и сколько церковь дохода требует; главная того потребность содержание больниц, богаделен и училищ, а не на роскошность, пиянство и блуд или великолепие духовных», как Петр в указе 1724 г. изъяснил13. Вероятно, именно это место Татищеву пришлось подвергнуть сокращению в результате критики Амвросия в 1739 г., и оно сохранилось лишь в вариантах «Истории», а в главный текст не вошло.

На страницах «Истории» Татищев вскользь, очень глухо выразил опасения в отношении дальнейшей судьбы просвещения в России: хотя и после смерти Петра на этом поприще «несколько прилежания показано, токмо тому многие препятства находятся и суще такие, ежели оные отняты и достаточно исправлено не будет, то мы никакой надежды к распространению наук иметь не можем». Нежелание более четко сформулировать свое мнение Татищев объяснил так: «Я же как не наставление, но историю пишу, так более о том упоминать и способы представлять причины не имею и оставляю мудрейшим и должность имеющим в разсуждение»14.

В «Разговоре» Татищев более подробно обращается к оценке вклада Петра I в развитие просвещения. Он опровергает суждение, распространенное среди некоторых слоев дворянства, что в « древние времяна… у нас языков и наук не знали, да как в Сенате (имеется в виду Боярская дума — А.С.), так в воинстве, и везде во употреблении людей мужественных, благоразсудных и прилежных гораздо более было, нежели ныне». Да, подтверждает Татищев, людей в думе, приказах, городах, воинских и гражданских чинов было немало, «но сколько междо оными достойных того звания было, то… руские гистории обстоятельнее покажут…походы казанские и действа от вельмож руских от времени царя Феодора Ивановича до воцарения Алексея Михайловича…прочитаешь и познаешь, сколько от недостатка наук и скудости в разсуждении от их порядков беды и раззорения государству учинилось». Главная же причина этого, по Татищеву, «фамильная спесь». Только Петр это искоренил, «доброй порядок в правлении и воинстве учредил». Славу себе и Отечеству Петр снискал «чрез познание состояния и порядков других государств», для чего «многое число шляхетства в разные государства для обучения посылано, в России многие школы заведены и знатные иноземцы в службу приняты были»15.

Подтверждая суждение воображаемого собеседника, что «имеем довольно народных училищ, в которых мы обучать можем», Татищев писал: «Воистинно мы и наши наследники за учреждение школ вечно достойныя памяти его императорскому величеству Петру Великому …достойно возблагодарить не можем»16.

Татищев высоко оценивал быстроту проведения школьной реформы и ее результативность, хотя и понимал, что учрежденных школ явно недостаточно: «И хотя сии все учрежденные школы не довольны или не в состоянии все российское юношество и всему нуждному научить, однако ж для перваго случая и в так краткое время устроенных и плоды приносящих немалой похвалы достойны»17. Он приводит пословицы: «вдруг кривулий не исправишь», «и Рим не в един год построен» — и выражает надежду, что школы «со временем от часу могут распространиться и всем ко всему способными и довольными быть»18.

Татищев видит положительную роль Петра в распространении в России латинского языка, на котором написано большинство книг, нужных священникам — риторических, метафизических, по морали и филологии. Петр сделал это «по примеру других государств»19.

Особой заслугой Петра I Татищев считал основание Академии наук. Он признается, что поначалу не понял, зачем России нужна Академия, когда не развита еще сеть школ. Он передает нам содержание разговора с Петром в Летнем доме, состоявшегося перед отправкой Татищева в Швецию в 1724 г. Президент Академии наук Блюментрост попросил Татищева «в Швеции искать ученых людей и призывать» в профессора в учреждающуюся Академию. Татищев рассмеялся: «Ты хочешь зделать архимедову машину очень сильную, да поднимать нечево и где поставить места нет… ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ Академия оная с великим росходом будет безполезна»20. Вдумаемся в это суждение: если даже такой просвещеннейший человек, как Татищев, сподвижник Петра, поначалу не понял действий своего кумира, посчитал их преждевременными в условиях редкой сети школ, что же говорить о других современниках и насколько же прозорлив был Петр, как далеко он умел смотреть вперед.

Татищев передает нам личное мнение Петра по поводу Академии, которое показывает всю мудрость этого человека: «Я имею жит скирды великие, токмо мельницы нет, да и… воды довольства в близости нет, а есть воды довольно в отдалении. Только канал делать мне уже не успеть, для того что долгота жизни нашей ненадежна, и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел только зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привезти. Зачало же того я довольно учинил, что многие школы математические устроены, а для языков велел по епархиям и губерниям школы учинить, и надеюся, что плода я не увижу, но оные в том моем отечеству полезном намерении не ослабеют»21. Петру оставалось жить всего несколько месяцев, и Академию наук открыли уже после его смерти, но, не успей он положить ей начало, вряд ли это было бы сделано в первой половине столетия. Пожалуй, только Екатерине такой шаг был бы под силу, недаром ее, как и Петра, называли Великой.

Татищев справедливо противопоставляет политику Петра Первого на поприще просвещения и его ближайших наследников: «Но сие желание и надежда его величества весьма обманула, ибо по его незапном преставлении хотя люди в науках преславныя вскоре съехались и академию основали, но по епархиям, кроме Новгородской и Белогородской, не токмо школ вновь устрояли, но некоторые и начатые оставлены и разорены, а вместо того архиереи конские и денежные заводы созидать прилежали, чрез что пять лет по смерти его величества весьма преуспевало»22. Вот где Татищев дал волю своему гневу в адрес тех духовных лиц, которые забыли свои главные обязанности.

Татищев приводит имена европейских правителей, которые «неусыпно о распространении наук прилежали»: это Генрих IV и Людовик XIV во Франции, Генрих VIII и Елизавета в Англии, Карл I в Испании, Густав и Кристина в Швеции. Петр Великий в России, пишет Татищев, «если не всех оных превосходит»23.

В «Разговоре» Татищев особенно четко проводит тезис о том, что образование народа — залог процветания государства и его развития без бунтов. Он убежден, что как в отношении одного человека, так и всего мира со «временем по естеству возрастать и умножаться знанию нужно», то есть знания накапливаются естественным образом, сами по себе, но нужна и «прилежность» и человека, и государства. Человек из-за лености и нерадения, родительского несмотрения, может лишить себя этого блага в жизни, но собственной «прилежностью приобрести может». «Равно сему и в общественном един народ или государство пред другим прилежанием собственным и случаями от властей учрежденных училищ более успевает»24. Поэтому Татищев и ставил Петра в пример и призывал следовать за ним как другим монархам, так и всему обществу.

 

Примечания

1 Татищев В.Н. История Российская. М.; Л., 1962. Т.1.С.79.

2 Там же. С.85.

3 Там же. С.87.

4 Там же.

5 Там же. С.381

6 Татищев В.Н. История Российская... Т.2. С.241.

7 Там же. С.241–242.

8 Там же. С.242.

9 См.: ПСЗ. СПб. 1830.

10 Татищев В.Н. История Российская... Т.1.С.381.

11 Там же. С.382.

12 Там же.

13 Там же. Т.2. С.236.

14 Там же. Т.1. С.382.

15 Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979. С.101.

16 Там же.

17 Там же. С.105.

18 Там же.

19 Там же. С.101.

20 Там же.

21 Там же. С.105.

22 Там же.

23 Там же. С.84.

24 Там же. С.112.