Главе города Екатеринбурга A.M. Чернецкому.

Уважаемый Аркадий Михайлович! К Вам обращается группа граждан города Екатеринбурга.

Мы, горожане, ваши избиратели, глубоко обеспокоены положением, сложившимся вокруг предполагаемого в нашем городе Храма-Памятника на Крови во Имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших, на месте убиения царской семьи. Учитывая значение, которое этот Храм должен иметь, уже имеет и будет иметь в судьбе Екатеринбурга, и с недоумением воспринимая принятое Вами и санкционированное градостроительным советом решение отклонить проект храма, выполненный К. Ефремовым, и вести дальнейшее проектирование на основании варианта'В. Морозова, мы с сожалением констатируем ошибочность этого решения.

Мы, как и Вы, любим свой город, хотим, чтобы он не на словах, а на деле стал и столицей Урала, и "третьей столицей" России, и "одной из культурных столиц мира", и репутация Екатеринбурга нам дорога не меньше Вашего. Мы полагаем, что безнравственно говорить о столичности города, возводить храм покаяния и одновременно способствовать унижению города, строя Храм-на-подлости. Считаем это недопустимым и поэтому призываем Вас, уважаемого Главу нашего города, еще раз призадуматься над судьбой этого проекта.

В связи с этим позволим себе напомнить Вам и кратко изложить обстоятельства проектирования Храма на Крови в Екатеринбурге, а затем попытаться разъяснить наше понимание сложившейся ситуации и предложить возможные решения проблемы.

Итак, 21 сентября 1992 года завершился конкурс на лучшую градостроительную идею застройки территории Вознесенской горки в г. Екатеринбурге и разработку архитектуры Храма-Памятника на Крови, на месте расстрела царя Николая II и его семьи. Решением жюри конкурса победителем был объявлен проект архитектора К. Ефремова, который таким образом и получил право на дальнейшую разработку этого проекта. Переехав из города Кургана в Екатеринбург, автор проекта-лауреата с энтузиазмом рассчитывал на энергичную поддержку городских инстанций в осуществлении своей предстоявшей работы.

Однако работы-то как раз победитель конкурса в течение нескольких лет так и Йе получил, зато получил временное служебное жилье, моральную поддержку и периодическое внимание различных руководящих лиц (что и так немало, и на том спасибо). Невзирая ни на что, архитектор К. Ефремов на протяжении нескольких лет целенаправленно шел к заветной цели - приступить, наконец, к реальной разработке проекта Храма. За эти годы им было выполнено и предложено для обсуждения на состоявшихся нескольких заседаниях градостроительного совета шесть вариантов храма, сочетающих современное и традиционное решения. Эти варианты разрабатывались автором с учетом соответствующих замечаний и рекомендаций. (Между прочим, среди рекомендаций поддерживавших руководящих лиц была и такая - тянуть время и ждать благоприятного момента).

Наконец, 11 июля 1997г. (прошло 5 лет) градостроительный совет утвердил шестой вариант проекта храма (протокол № 18) и рекомендовал приступить к разработке рабочих чертежей, а незадолго до этого, 24 марта 1997г., правительство Свердловской области приняло постановление № 220-п о строительстве Храма на крови, в котором генералыййм подрядчиком было определено ОАО "Уралэнергострой".

Казалось бы - всё, слава Богу, решения приняты, и можно начинать автору спокойно работать над претворением в жизнь своих угодных Господу и нашему городу замыслов, тем более, что 26 ноября 1997г. вышло постановление областного правительства № 1014-п, где ОАО "Уралэнергострой" были приданы функции генпроектировщика, а руководство архитектурно-планировочным проектированием поручалось начальнику тогдашнего Областного комитета по архитектуре и градостроительству Г. Мазаеву.

Но нет. Не тут-то и было. С приходом к руководству проектированием Храма этого чиновника процесс вместо положенного ему поступательного движения вдруг застопорился. Вместо того, чтобы развернуть работу по выполнению постановления областного правительства на основании решения градостроительного совета, то есть ввести автора - архитектора Ю. Ефремова - в проектный коллектив ж способствовать осуществлению дальнейшего проектирования по утвержденному проекту, Г. Мазаев затеял интригу.

По свидетельству К. Ефремова, в конце 1997г. главный архитектор области Г. Мазаев (ныне - замминистра строительства и архитектуры Свердловской области) в беседе с ним предложил ему участвовать в проектировании храма не по своему проекту, а на основе показанного ему Г. Мазаевым эскиза какого-то храма (выполненного его сыном). На эскизе было изображено нечто чудовищное (см. Приложение №2). Получив естественный отказ, Г. Мазаев пытался предлагать К. Ефремову другой "вариант" - отказаться от своих прав на проектирование Храма на Крови за определённую сумму денег, й0 и в этом не нашёл "поддержки". На том они и расстались.

Вот, собственно, вслед за этим и произошло то, о чём Г. Мазаев в журнале "Стройкомплекс Среднего Урала" в июне 1998г. информировал читателей так (цитата): "Мы были вынуждены, подчёркиваю, вынуждены создать вторую авторскую группу по работе над храмом. Это вызвано тем, что у г-на Ефремова не сложился рабочий контакт с , проектной организацией. Он занял ортодоксальную позицию, которая не допускала никаких изменений в предложенном им архитектурном решении храма. А это решение не отвечало современным требованиям... и т.д. и т.п."

Забавно, не правда ли?

С одной стороны, здесь всё понятно - зарвавшийся чиновник, оказавшийся в нужный момент на нужном месте, решил пристроиться к тому, что ему не принадлежало, и присвоить это себе. И присвоил. И сумел убедить в необходимости этого своего начальника - губернатора (что неудивительно).

С другой стороны, удивительно другое - то, что на поводу у Г. Мазаева пошёл градостроительный совет, который 20 марта 1998г. вопреки своему ранее принятому решению вновь возвратился к рассмотрению вопроса о Храме на крови в связи с появлением "альтернативного" варианта, представленного В. Морозовым - протеже Г. Мазаева - который, естественно, до этого никакого отношения к конкурсу на Храм-памятник не имел, и чей проект вообще не должен был рассматриваться в принципе.

А вот поди ж ты - рассмотрели и даже чуть было сразу не утвердили, предпочтя этот "незаконнорожденный" проект храму К. Ефремова, который был вынужден представлять уже седьмой вариант.

И уж совсем непонятно, как Г. Мазаеву удалось втянуть в сферу своих интересов бас, уважаемый Аркадий Михайлович? Ведь это с Вашей санкции после этого совета под аккомпанемент запущенной Г. Мазаевым в СМИ для отвода глаз местечковой дребедени об "архитектуре XII века" и "византийско-романовском" "уральском" стиле было решено доработать оба варианта и принять окончательное решение, что было противоестественно и чего не должно было быть в принципе, ибо решение уже состоялось 11 июля 1997 года. Тем не менее Вы включились в навязанную Вам игру, и по каким это было сделано , соображениям, нам неведомо. Может быть, сыграл роль и Ваш вкус, поскольку в обиходе тогда появились приписываемые Вам выражения "хмурый" храм и "весёлый" храм.

Таким образом, факт "имел место". Проект К. Ефремова, победивший в международном конкурсе, прошедший обсуждение общественности города и многолетнее гласное рассмотрение всех его вариантов, был поставлен на одну доску с появившимся невесть откуда, келейно проектом В. Морозова с Вашего согласия.

К "решающему" заседанию градостроительного совета подошли два варианта решения Храма на Крови: один - нелегитимный - В. Морозова-Г. Мазаева-"Уралэнергостроя" и другой - К. Ефремова, восьмой вариант, кардинально улучшенный и переработанный как по части архитектурного решения объёмов и пластики фасадов, так и в предложенном варианте планировочного решения генерального плана. Заседание состоялось 8 сентября 1998г. Среди нас, то есть тех, кто сегодня обращается к Вам, были очевидцы, присутствовавшие на нём, так что о ходе его мы можем судить с полной ответственностью.

Скажем прямо, К. Ефремов был уверен в победе своего проекта, настолько явствен был контраст между представленными работами (хотя, повторим, работа В. Морозова и К° была "нелегитимна" и не имела права там обсуждаться). Кроме того, главный архитектор города и все другие работники ГлавАПУ постоянно убеждали многострадального архитектора в своей полной поддержке, а значит, была надежда, что поддержите его и Вы.

Собственно, с профессиональной точки зрения там всё было ясно, поэтому сказавший несколько дежурных фраз в пользу проекта В. Морозова один член совета удалился затем с заседания, еще один спрашивал у К. Ефремова, есть ли у него команда, и только третий участник заседания активно выступил против проекта Ефремова и в защиту проекта Морозова (это был, понятное дело, Г. Мазаев). Зато другие члены совета, включая и начальника ГлавАПУ, профессионально-убедительно разобрали оба проекта и высказались в поддержку проекта К. Ефремова как безусловно отвечавшего задаче создания в Екатеринбурге на Вознесенской горке ансамбля Храма-памятника на Крови.

Тем неожиданнее оказался демарш главного архитектора города С. Луканина, который, так и не отметив особых достоинств у проекта В. Морозова, вдруг заметил, что в его проекте есть развёртки, а у К. Ефремова их нет, а есть фотомонтажи с храмом, и они ему не нравятся, ибо на них храм, по его мнению, не вписывался в окружающую застройку, а на развёртках у В. Морозова его храм вписывался. Затем в своем выступлении Вы, Аркадий Михайлович, с готовностью повторили тезис о якобы невписываемости храма К. Ефремова в окружающее пространство, предположили, что он будет весь белый, а это нехорошо, и добавили потрясающий вывод о том, что 90% горожан не поняли бы этот храм и не захотели бы, чтобы он был. Услышать такие откровения из уст Главы города было и неловко, и странно, и больно, и смешно.и разумеется, после этого всё встало / на "свой мёста , в результате соответствующей работы вскоре появился документ, отдающий от имени градостроительного совета предпочтение проекту храма В. Морозова.

Вот, в общем-то, и вся история, казалось бы. В ней автор проекта - никто, а торжествует чиновник. "Ну и что, - могут сказать, - подумаешь, эка невидаль, у нас везде так, что тут особенного? Так делают у нас повсеместно испокон веков. Кого волнует судьба какого-то архитектора, когда в стране такое творится! У нас все "шедевры" носят имя архитектурного начальника. И ничего. И этот будет носить. Кто сильней, тот и сьел".Обычная история с необычным объектом.

Озадачивает в ней, правда, один момент - как это не склонный к сантиментам Глава города, озабоченный горой проблем, главная из которых - нехватка у города средств, позволяет своим советчикам по части архитектуры, заботящимся зачастую о чём-то своём, вводить себя в заблуждение и подставлять, причём не в первый раз. В результате в городе появляются не совсем адекватные, мягко говоря, объекты (как, например, памятник основателям города или сквер Попова), и, как следствие, страдает престиж мэра. Правда, в случае с памятником видимость приличия была соблюдена, ибо "свой" проект, хоть и выбранный в жюри между своими, все-таки победил на конкурсе официально и был реализован в соответствии с итогами конкурса. В случае же с проектом храма К. Ефремова не озаботились даже приличиями - законного автора просто "кинули" (ведь оба главных архитектора- "свои", а Ефремов - "чужой").

Конечно, в связи с этим возникает вопрос: Аркадий Михайлович, как Вы могли так поступить? Ведь архитектор Ефремов отдал этому делу и нашему городу семь лет жизни, он победил на уникальном конкурсе, подобного которому у нас в городе никогда не было и вряд ли ещё когда будет. Да и объект этого конкурса - Храм на месте расстрела царской семьи - не просто сооружение, стоящее денег, которых нет, а символ Памяти, Покаяния, Печали, Национального Достоинства, Возрождения и Очищения (см. Приложение №1). С такими вещами кощунственно обращаться, как с футбольным мячом.

Мы полагаем, что Вы это понимаете. Мы думаем, что произошло досадное недоразумение, когда Вам показалось, что, поддержав проект Морозова-Мазаева, Вы дадите Храму шанс на реальное осуществление в натуре.

Уверяем Вас, что Вы ошиблись. Потому что, во-первых, неправедно затеянному, бессовестному делу всё равно не быть, это понятно. А во-вторых потому, что Вам, к сожалению, не удалось разглядеть, что храм В. Морозова - ненастоящий, придуманный, неискренний, одним словом, он и есть нечто искусственное "византийско-романовское", не более того (и не имеющее, повторим, морального права на сопоставление и обсуждение). В то время как храм К. Ефремова - отнюдь не просто "псковско-новгородский", а современный, его архитектурный язык - подлинный, в нём присутствуют синтез и образность, необходимые для Храма на Крови, и в нём есть преемственность и проникновение в суть русской архитектуры и русской духовности - а не эпигонство и не кич, как есть у храма Морозова и как бывает в современных храмах сплошь и рядом. По отношению к окружающей застройке и пространству Вознесенской горки храм Морозова, кубообразный и громоздкий, как и уже стоящие там здания "Уралтрансгаза" и сельхозинститута, способен окончательно задавить всю невысокую горку. Со своими квадратными "плечами", усиленными по углам четырьмя башнями, и восьмигранным барабаном с куполом-"тюбетейкой" он снизу, от уровня глаз человека, будет, диссонируя с окружающим пейзажем, казаться раза в полтора-два выше чем храм Ефремова. Тогда как этот храм, благодаря своей плавно стекающей книзу линии крыши и устремлённой ввысь главе - "свече", как бы вырастая из земли Вознесенской горки, где остался трагический подвал Ипатьевского дома, соединяет землю и небо, человека, природу и окружающее пространство. И вписывается Храм Ефремова прекрасно. А главное -.в его архитектурном облике есть пронзительность истинности. Поглядите на его изображение или макет ещё раз. Неужели Вы этого не почувствуете?!

Тем временем на днях наш губернатор сообщил, что разработка проекта Храма на Крови ведётся и близка к завершению, проектные материалы каждый день у него на столе, и он даже ими любуется. А в марте хочет провести по поводу Храма на крови какую-то акцию, где, видимо, будет представлен проект храма.

В результате всё актуальнее становится альтернатива: или победят очковтиратели, показушники, и тогда наш город в "лице" их храма останется (как Верхотурье) потёмкинской деревней, бутафорией, провинциальной глухоманью "с Урала" - или обретёт подлинность, неподдельную столичность (и притом уральскую, но настоящую) -если будет реализован проект К. Ефремова.

Имея это в виду, мы хотим предложить Вам, уважаемый Аркадий Михайлович, исправить свою ошибку и вернуться к рассмотрению проекта храма К. Ефремова. Каким образом это Вам, если Вы этого пожелаете, сделать, мы конкретно не можем сказать, Вам виднее, хотя как Глава города Вы имеете право отменять и решения градостроительного совета, и, разумеется, собственные постановления. Мы понимаем, что и раньше денег не было, а теперь пока не будет и подавно - пусть. Главное - чтобы была восстановлена попранная справедливость. А потом видно будет.

Надо сказать, что мы предполагаем при разрешении ситуации следующие возможные варианты Ваших действий:

1. Не зная раньше об интригах Г. Мазаева, Вы, узнав, возмутитесь и тут же отмените его проект и возвратитесь к проекту Ефремова.

2. Зная всю подноготную раньше, Вы, подумав, усовестившись, взвесив все плюсы и минусы и признав ошибку, также отмените ошибочное решение и возвратитесь к первоначальному.

3. Зная всё раньше, Вы не захотите ничего отменять, будучи уверенным в своей правоте. Тогда мы будем добиваться от Вас идти на гласное общественное и профессиональное обсуждение проектов (с учётом сопутствующих им обстоятельств) и разбираться не только на новом заседании градостроительного совета, но и на городском референдуме.

4. Не желая заниматься всякими храмами, Вы возмутитесь, что Вам как-будто ставят какие-то условия и мешают работать, пошлёте нас с нашим обращением подальше и будете делать всё по-своему, как есть.

5. Сделав вид, что ничего не произошло, никак не прореагируете.

Мы были бы, конечно, удовлетворены и рады, если бы положение разрешилось по первым двум вариантам. Если же события будут развиваться согласно следующим трём вариантам или как-нибудь ещё, то мы должны Вам сообщить, что в этом случае нам придётся организовывать городское общественное объединение под названием "Наш город - наша совесть" (подготовительные мероприятия в предварительном порядке практически завершены) и по мере сил и возможностей, с использованием доступных средств наглядной агитации, коммуникации, Интернета и пр. просвещать СМИ, граждан и общественность Екатеринбурга, столиц, зарубежья, диаспору, членов царской фамилии, щепетильного гендиректора ЮНЕСКО Ф. Майора, Патриархию и вообще всех честных людей планеты на , тему: "Как не дать проектируемому в Екатеринбурге Храму на Крови стать средством для удовлетворения местных чиновничьих амбиций". Благо в этом году мероприятий, выборов, конгрессов у нас хоть отбавляй. Хотим подчеркнуть при этом, что, конечно, нам бы очень не хотелось этим заниматься, ибо мы с большим уважением относимся к Вам, Аркадий Михайлович, и к Вашей деятельности на посту мэра, хотя и видим в ней много недостатков. Но Вы понимаете, что при неблагоприятной для нашего дела (нашего города!) Вашей реакции мы, говоря словами Г. Мазаева, "будем вынуждены создать" наше объединение и действовать, ибо МШ ни в коем случае не намерены проглотить, стерпеть ту несправедливость, которой подвергся многолетний труд архитектора К. Ефремова во благо нашего города. Мы будем бороться за нашу совесть.

Добавим наконец, что данное обращение сейчас носит конфиденциальный характер, адресовано только Вам лично, и в случае упоминавшихся выше первых двух вариантов оно только у Вас и останется. В другом случае, конечно, ему суждено быть направленным в СМИ и в другие адреса. ,

В заключение мы хотели бы обратиться к Вам со словами: "Уважаемый Аркадий Михайлович! Вам люди ещё верят, и им, полагаем, небезразлично знать, что глава их города, может, и будущий губернатор - честный и порядочный человек, которому чужды бездушие и цинизм, который может позволить себе признать свою ошибку и исправить её. У Вас нынче историческая миссия, уникальный шанс. Не берите грех на душу, вернитесь к проекту Храма-Памятника на Крови архитектора Ефремова, и тогда в недалёком будущем под сводами этого храма люди назовут Ваше доброе имя в благодарственной молитве".

Инициативная группа по образованию общественного объединения "Наш город-наша совесть"

Март 1999г. г.Екатеринбург.