Монархистам России и зарубежья                                                                                              

Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II           

 

 

Уважаемые Господа !

 

2004 год-  250-летия со дня рождения Императора Павла Первого. Эта дата- особый повод для переосмысления значения его короткого царствования для русской истории. Масштаб личности Павла  I  и подлинный смысл его начинаний, прерванных его гибелью, но, тем не менее, оказавших влияние на дальнейшее развитие российской и европейской истории, начинают раскрываться лишь в последние годы_ по мере того, как истинный облик Императора очищается от наслоений вымыслов и стереотипов. «При редком Государе больше, как при Павле, можно было бы сделать столько добра для Государства, если бы окружавшие Его руководились усердием к Отечеству, а не видами собственной корысти»,_ писал о нем генерал-прокурор П.В. Лопухин. Император правил всего четыре года, четыре месяца и четыре дня, но за столь кратковременный период он оставил целых четыре тома в Своде Законов Российской Империи. Вот лишь некоторые штрихи из деятельности Императора.

Первым актом был Указ о престолонаследовании, который положил начало гарантированного перехода императорской власти от отца к старшему сыну. Павел I отменяет рекрутский набор, который был тяжелейшим бременем для народа.

Прощается недоимка в подушном сборе более чем на семь миллионов рублей. Снижается цена на хлеб и хлебная подать заменяется денежной. Запрещается продавать дворовых людей и крестьян без земли. Запрещалось принуждать к работе крепостных по праздничным и воскресным дням, устанавливалась трехдневная барщина. Заботясь о просвещении, он основал Дерптский Университет. Упрочил дисциплину во всех государственных учреждениях, сделал немало полезных распоряжений по армии и флоту (многие из его военных реформ прижилось и сохранилось в русской армии и в последующие царствования).

Один из дореволюционных историков Ф.В. Ростопчин, в своей работе 1864 г. писал: «Изучение военного и гражданского управления России при Павле I заставляет признать, что этот государь имел трезвый и практический ум и способности к системе. <...> Мероприятия его были направлены против глубоких язв и злоупотреблений и в значительной мере ему удалось исцелить от них империю, внеся большой порядок в гвардию и армию, сократив роскошь и беспутство, облегчив тяготы народа, упорядочив финансы, улучшив правосудие. Несомненно, что все мероприятия Павла источником имели благороднейшие побуждения, и что если он и возбуждал недовольство и ненависть, то главным образом в худших элементах гвардии и дворянства, развращенных долгим женским правлением

 Это царствование органически связано не как протест с прошлым, а как первый неудачный опыт новой политики – с будущим. Заложенные Павлом I основы политической, военной и гражданской систем нашли свое продолжение и развитие в двух последующих царствованиях». Павел Первый впервые привнес и в международную  политику идеи открытости, нравственности и гуманизма, выдвинул идею единства европейских государств во имя защиты христианства, мира и законности. Он заложил основы всей миротворческой политики Российской Империи, став первым в череде Царей-Миротворцев.

Его замыслы нашли продолжение и в учреждении Александром Первым Священного Союза, и в  политике Александра Третьего, при котором Россия стала главным гарантом мира в Европе, и в мирных гаагских инициативах Николая Второго, которые привели к созданию Лиги Наций, а затем ее преемницы- Организации Объединенных Наций. Современник Павла Первого маркиз де Санглен писал: «Краткое царствование Павла  I замечательно тем, что он сорвал маску со всего прежнего фантасмагорического мира, произвел на свет новые идеи и новые представления. С величайшими познаниями, строгою справедливостью Павел был рыцарем времен протекших». Наиболее ярко высокие идеалы Императора и удивительное внутреннее единство внешне столь разнообразных и противоречивых начинаний во всех областях внешней и внутренней политики  отразились в его Манифесте  об установлении Ордена Святого Иоанна в России и принятии титула его Великого Магистра. Объединение европейского дворянства под скипетром Российского Императора в борьбе с гибельными для цивилизации идеями террора и воинствующего безбожия не только предвосхитило популярную ныне идею « объединенной Европы», но  и отразило сакральную суть служения Императора как Вселенского Василевса, Удерживающего тайну беззакония, объединявшего народы для противостояния Богоотступничеству.

Единство духовного и светского начал в Ордене (к которому Павел с успехом стремился приобщить не только аристократию, но и духовенство, солдат, чиновников) было противопоставлено обмирщению общества, служило укреплению Православной Церкви, позиции которой в государстве были ослаблены после раскола и петровских реформ. Стремясь преодолеть последствия церковного раскола, Павел Первый при содействии митрополита Платона ратовал о присоединении старообрядцев к единоверию. Глубоко осознавая смысл своего Царского служения, Павел Первый  поднял на небывалую высоту свой Императорский сан. Он признавал Самодержавие лучшей формой правления, соединявшей в себе силу законов и скорость власти одного лица. Стремясь объединить духом Служения все общество, Император почитал важность каждого сословия, но провозгласил их равенство перед лицом Монарха.

                Действительно, никогда еще Россия не имела такого авторитета и могущества на международной сцене, как это произошло в период кратковременного царствования Императора Павла I. При нем Александр Суворов совершил свой Итальянский поход, а Федор Ушаков утвердил Республику Ионических островов под покровительством самого Государя. В союзе с Бонапартом  готовился поход против англичан в Индию. Такая решительная и независимая политика не могла не вызвать противодействия.                   

                Как считает Г.Л.Оболенский – автор большого исследования о Павле Петровиче, – первым, кто произнес слово «безумец» в отношении императора Павла I, был английский посол Уитворт, который, узнав о сближении России с Францией, писал в Лондон: «Император в полном смысле слова не в своем уме...»

               И тотчас слух «о безумии» царя стал распространяться его друзьями. Н.П.Панин: «Тирания и безумие», посол Сардинского королевства Бальбо: «Настоящее сумасшествие царя», С.Р.Воронцов: «Правление варвара, тирана, маньяка».

Сама гибель Павла Первого стала христианским подвигом Царя-мученика, не пожелавшего отречься перед лицом смерти от возложенного на него Господом Царственного служения. Он принял мученическую кончину со шпагой в руках и со словами, обращенными к убийцам: «Я умру вашим Императором!»

                     Трагическая кончина Павла I, разговоры, которые ходили в народе, сделали покойного Императора необыкновенно популярным. Почти два столетия тысячи людей приходили на его могилу в Петропавловском соборе с молитвами и просьбами. Слава о его заступничестве была настолько широка, что многие почитали Павла I как «святого царя мученика». По благословению настоятеля собора отца Александра Дернова, причт стал собирать и записывать свидетельства, которые поведали богомольцы у гроба Императора. Факты многочисленных исцелений и помощи, которые многие получали по молитвам «святого царственного мученика» были собраны и изданы в 1901 г. На его могиле задокументировано более трехсот случаев исцелений.

                    Ежегодно в день гибели императора на панихиду  в Петропавловском соборе собираются сотни и тысячи верующих.  В начале ноября 1998 г. на проходившем в Санкт-Петербурге Невском Земском соборе, было принято письмо патриарху Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви с просьбой благословения «для постоянного церковного поминания в Санкт-Петербургской епархии Императора мученика Павла, как местночтимого угодника Божия» [О царе мученике Павле I // Русский вестник, 1998, № 43. С. 7].

                  В октябре 2000 года на проходившем в Константиновском дворце в Стрельне Седьмом Съезде Постоянного Совета Объединенных дворянских обществ России было решено отправить прошение патриарху Алексею II о прославление Павла Первого как Царя мученика, и перед лицом смерти не отрекшегося от Царственного служения.

              Известно, что среди русских, оказавшихся в зарубежье после революции 1917 г., до сих пор очень распространена молитва к Императору Павлу I. Вот текст этой молитвы:

«Упокой Господи душу убиенного раба Твоего Императора Павла I и его молитвами даруй нам в дни сии, лукавые и страшные, в делах мудрость, в страданиях кротость и душам нашим спасение Твое.

               2004 год - юбилейный год. Исполняется 250 лет со дня рождения Императора Павла I. Мы обращаемся ко всем заинтересованным организациям с предложением объявить годом Павла. Мы расскажем о нем как об Императоре, Человеке Христианине

 

 

Центр по расследованию обстоятельств гибели членов семьи Дома Романовых 

Президент Центра профессор РАИП Винер В.А.

 

Председатель Постоянного Совета Объединенных дворянских обществ России, Бальи Российского Национальной Делегации Свободного Командорства Андрея Первозванного Ордена  Иоанна Иерусалимского

С.А. Медведев 

 

Председатель Санкт-петербургского дворянского собрания-союза потомков российских дворян, Вице-предводитель Тверского Дворянского собрания М.Б. Новиков

 

И.о. Председателя Санкт-Петербургского Союза Польской шляхты К.А. Павловский