Режиссер Виталий Мельников представил в Петербурге свою новую работу - фильм «Бедный, бедный Павел», приуроченный к 300-летию Санкт-Петербурга, сообщает ИА «Росбалт».

На съемки картины, в которой повествуется о судьбе российского императора Павла I, о заговоре против него и убийстве самодержца, Министерством культуры РФ был выделен 1 миллион долларов. Киностудия «Ленфильм» также потратилась на аналогичную сумму. В результате получилась эпохальная картина, события которой, разворачивающиеся в Петербурге на рубеже XVIII-XIX веков, многим зрителям невольно напоминают современность.

«Я снимал кино о человеческой трагедии, не задумываясь о значимости картины в историческом контексте, - заявил на пресс-конференции, предшествовавшей премьере фильма «Бедный, бедный Павел», режиссер Виталий Мельников. - Тем более я не думал о дне сегодняшнем.

Но многое в российской истории развивается по кругу, события повторяются по спирали, а потому параллели с настоящим получились сами собой». По словам режиссера, съемки проходили в мистической обстановке. «По сюжету фильма мы должны были снимать строящийся Михайловский замок, и это должно было выглядеть убедительно, - рассказывает Мельников. - Думали-гадали, как это сделать, уже готовы были перенести сцены в интерьеры замка, но тут грянула предъюбилейная реконструкция, за короткое время Михайловский замок превратился в стройку, был вскрыт фундамент, везде появились строительные леса. Только мы отсняли материал, как растаял снег, и вся иллюзия стоящегося здания пропала».

В фильме еще много того мистического и тайного, что до сих пор окружает фигуру самого загадочного российского самодержца. «Когда-то Наполеон назвал императора Павла «русским Гамлетом», - говорит Мельников. - И я не знаю ответ на вопрос, какой правитель был бы в то время нужен России, потому показываю Павла I как человека, со всеми его эмоциями и поступками, а если возникала какая-то более масштабная многозначность – я только рад этому».

Съемки картины проходили в Гатчине, Пушкине и Павловске, некоторые сцены снимались на дамбе, свою роль исполняет и Санкт-Петербург, представший в фильме застывшим и холодным, враждебным Павлу городом, от которого тот бежит, пытаясь укрыться в своём замке. Несмотря на то, что официальная премьера «Бедного, бедного Павла» состоялась только 22 октября, фильм уже был показан на нескольких кинофестивалях и успел получить немало наград. Он отмечен главным призом Международного фестиваля продюсерского кино России и Украины в Ялте, на «Кинотавре» получил приз за музыку, написанную для фильма петербургским композитором Андреем Петровым. Кроме того, на кинофестивале в Благовещенске фильм получил три награды: за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и приз от губернатора Амурской области.

«Бедный, бедный Павел» был также представлен в Венгрии в рамках Недели российского кино, а вскоре ему предстоит побывать в Нью-Йорке на ретроспективном показе, посвященном 85-летию «Ленфильма». Единственный просмотр в Москве состоялся 27 августа - в День российского кино - в столичном Доме кино. «Фильм был принят великолепно! - считает Виктор Сухоруков. - Показ прошел в полной тишине и ведре слёз, после чего - в бурных аплодисментах».

Киноповествование о человеческой драме императора Павла начинается оптимистичными словами главного героя — «Настали времена правления мужеского и рыцарского!», ведёт зрителя сквозь череду доносов, лжи и предательства, представляя на суд зрителя одну из самых мрачных страниц российской истории, и заканчивается словами «злого духа» Палена, возвращающегося после убийства императора и разговаривающего с возницей: «А потом будет двадцатый век...». «А что потом?», — интересуется тот. А потом будет век нынешний, в котором зритель фильма «Бедный, бедный Павел» сможет увидеть в убитом два века назад императоре несчастного, всеми обманутого человека.