В честь 100-летия памяти трагических событий, связанных с гибелью царской семьи, Музей истории Екатеринбурга выставляет знаменитую картину Владимира Пчелина «Передача Романовых Уралсовету». Полотно будет экспонироваться в  большом зале Площадь городских часов с 5 по 12 июля.

Сотрудники музея приглашают  средства массовой информации на торжественную презентацию 5 июля в 16:00. Это уникальная возможность увидеть легендарную картину своими глазами и сделать сюжет с наглядным визуальным материалом.

Подробности на сайт www.m-i-e.ru или по телефону: +7(343)371-21-11

«ПЕРЕДАЧА РОМАНОВЫХ УРАЛСОВЕТУ» - история картины

Александр Белобородов, один из организаторов расстрела семьи Романовых, в 1927 заказал художнику  Владимиру Николаевичу Пчёлину картину «Передача Романовых Уралсовету». Художник консультировался с очевидцами, изучал подробные описания паровоза, на котором прибыла в Екатеринбург царская семья, деталей их одежды. На картине изображена встреча семьи Романовых и большевиков на станции близ Екатеринбурга, и, символически, старой, царской и новой, большевистской России. В действительности комиссары зашли в поезд, подписали акт передачи семьи, а потом ожидали Романовых в автомобилях.

Огромное – 3,3 на 2,15 метров живописное полотно должно было стать первым и центральным экспонатом созданного в том же году Музея Революции. В 1928 году из бюджета музея, составлявшего 14 тысяч рублей, была выделена значительная сумма – 5 тысяч рублей! - на приобретение этой картины. Уральское бюро истпарта (Комиссии по истории Октябрьской революции) организовало музей в доме Ипатьева, где пребывала в заключении и была расстреляна семья бывшего императора Николая II.

Планировалось, что Музей Революции будет посвящён истории революционного движения на Урале от первых проявлений – пугачёвщины – до утверждения власти Советов. В первые годы своего существования музей активно работал, организуя выставки и экскурсии, включавшие в себя посещение расстрельной комнаты. Фотографии подобных экскурсий можно встретить в путеводителях по историческим местам Свердловска, в частности в путеводителе «По Советскому Уралу» за 1928. Также музей выезжал с выставками на крупные предприятия и в рабочие клубы города и области. Но уже в 1927 году московский покровитель музея Белобородов был снят со своей должности, а в 30-х началось ужесточение политического курса. Последовали партийные чистки, и изображённые на картине большевики - Белобородов, первый комендант дома особого назначения Авдеев, Голощёкин, Дидковский – были репрессированы и расстреляны.

На упоминание их имён наложено табу, а в Музее Революции фиксируется «ряд крупнейших недостатков в отношении идеологической выдержанности показываемого материала и слабой его проработки». В связи с этим картину Пчёлина сняли с экспозиции и убрали в запасники, а музей фактически прекратил свою работу. В его запасниках «Передача Романовых Уралсовету» находилась до 1946, когда была передана Музею Я.М. Свердлова. Впервые после этого картина была продемонстрирована в 1995 в документальном фильме Сергея Мирошниченко «Смерть императора. Версии». На кадрах, где режиссёр и сотрудник музея разворачивают полотно, видно, что красочный слой был сильно поврежден. В 2006 году «Передача Романовых Уралсовету» была отреставрирована и стала центральным экспонатом выставки, посвящённой семье последнего русского императора.

Об авторе:

ПЧЁЛИН Владимир Николаевич [1 июля 1869, Киев – 14 января 1941, Москва]

Живописец, график. Из семьи землемера; внучатый племянник художника А.В. Тыранова. Обучался в Константиновском Межевом институте. Позже учился в МУЖВЗ (1885-1895) у Е.С. Сорокина, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского, А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина. В 1891-1892 за рисунок с натуры награждён малой серебряной медалью; в 1895 за картину «Проигрался» получил звание классного художника. Продолжил образование в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1895-1897) в мастерской И.Е. Репина, также занимался в частных студиях в Париже (1897-1898). Жил в Москве; около 1900 посетил Крым). Писал портреты, пейзажи, жанровые картины, а после 1917 сосредоточился на историко-революционной тематике, в том числе политическом плакате. С 1891 – участник выставок. Член (с 1902) и экспонент Московского общества любителей художеств (1895-1902, 1904). Участвовал в выставках ТПХВ (1898-1901, 1905), объединения «Свободное творчество» (1916-1918), 1-й выставке картин профессионального союза художников (1918), выставках «10 лет работы Малого театра» (1927), «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930, 1931), «Художники старшего поколения РСФСР» (1940) в Москве, Кисловодской выставке картин акварели и графики советских художников (1939) в Кисловодске и других. Провёл персональные выставки в Москве (1926, 1927, 1934, 1939, 1940), Ленинграде (1927, 1940), Оренбурге (1928), Львове и Белостоке (1940). Был удостоен званий заслуженного художника РСФСР (1926), заслуженного деятеля искусств РСФСР (не позднее 1934). Его произведения находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Дальневосточном художественном музее в Хабаровске и других. В Москве был открыт мемориальный музей-квартира В.Н. Пчелина.