Конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия» в Московском Ставропигиальном Сретенском монастыре 27 Ноября 2017 года

Марина Викторовна Молодцова,

полковник юстиции, старший следователь по особо важным делам первого следственного отдела Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ

https://youtu.be/O1gIRKEmBtw

 

Владыка Тихон: Первый доклад «О недостатках предыдущего следствия и необходимости возобновления следствия осенью 2015 года. О ходе исследования уголовного дела и предварительных результатов отдельных криминалистических экспертиз» полковник юстиции Марина Викторовна Молодцова. Пожалуйста, Марина Викторовна!

М.В. Молодцова:

Выше Святейшество!

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства!

Уважаемые участник конференции!

 

Уголовное дело о гибели членов Российского Императорского Дома в 19181919 годах возбуждено по факту обнаружения в июле 1991 года в Поросенковом Логе близ Екатеринбурга останков девяти неизвестных лиц с признаками насильственного характера смерти. В 1990-х годах с привлечением широкого круга высококвалифицированных специалистов проделана огромная работа, направленная на установление всех обстоятельств гибели и захоронения, а также установление лиц, останки которых обнаружены. Однако анализ первоначальных выводов, полученных в ходе прокурорской проверки и в ходе следствия, выявил значительные недостатки, нарушения с точки зрения доказательственного значения и соблюдения требований уголовно-процессуального закона. Например, уголовное дело было возбуждено лишь в 1993 году, то есть через два года после вскрытия захоронения. В рамках этой вот этой прокурорской проверки без возбуждения уголовного дела назначались в том числе и судебные экспертизы, что недопустимо законом, и их выводы не могли быть приняты как доказательства. Допускаются иные нарушения уголовно-процессуального закона.

Летом 2007 года в 60 метрах от основного захоронения девяти лиц были обнаружены обгоревшие останки еще двух человек. Возобновление производства по данному уголовному делу в сентябре 2015 года было продиктовано в том числе неполнотой и многочисленными процессуально-уголовными нарушениями. Одним из самых явных недостатков в ходе расследования был отказ от проведения исторической судебной экспертизы обстоятельств расстрела и захоронения семьи Романовых. В основном воспринимались и фиксировались только те доказательства, которые укладывались в одну единственную версию, то есть то, что обнаруженные останки принадлежат семье Романовых и людям, им приближенным. Конечно, при таком положении дел возникшие сомнения в полноте и объективности расследования нам понятны. Именно для устранения допущенных нарушений и недостатков производство предварительного следствия в ноябре 2015 года было поручено главному управлению по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации. Ход расследования контролируется лично Председателем Следственного комитета, генералом юстиции Бастрыкиным Александром Ивановичем, а курирует следствие непосредственно заместитель председателя Следственного комитета генерал-лейтенант юстиции Краснов Игорь Викторович.

В ходе настоящего следствия выдвинуты и проверяются всевозможные версии об обстоятельствах гибели и захоронении группы лиц, обнаруженных под Екатеринбургом. В том числе о полном уничтожении тел Николая II, его семьи и лиц из их окружения с помощью огня, кислоты, извести, обезглавливание тел, принадлежности останков другим лицам, не имеющим отношения к семье Романовых, фальсификации захоронения, а также версия о спасении членов Царской Семьи, ритуальном убийстве и другие версии. По уголовному делу после его возобновления назначены 34 судебные экспертизы, направленные на неоспоримую идентификацию погибших. Проведение этих экспертиз поручено нескольким экспертным группам и учреждениям.

За прошедшие четверть века достижения науки и технического оснащения продвинулись значительно вперед с того времени, как обнаруженные останки впервые исследовались. Благодаря этому экспертные исследования, безусловно, будут более полными и объективными. К проведению судебных экспертиз привлечены заслуженные деятели науки, доктора и кандидаты наук, заслуженные врачи Российской Федерации, высококвалифицированные судебно-медицинские эксперты и видные историки.

В ходе судебно-медицинских и антропологических экспертиз с применением новейшей аппаратуры проводятся тщательные исследования останков 11 человек, обнаруженных в двух захоронениях в Поросенковом Логе. Перед экспертами поставлены вопросы о причине смерти и давности захоронений; определении пола, расового типа, возраста, роста людей, также их физических особенностей; установлении возможно семейной группы среди захороненных; установлении особенностей влияния среды на тела в захоронениях; выявлении различных повреждений, включая огнестрельные, рубленые, а также от воздействия различных химических веществ. Для идентификации лиц и определения кровного родства по делу назначен ряд молекулярно-генетических экспертиз, производство которых на настоящий момент не окончено.

Ввиду того, что останки девяти тел были обнаружены в Поросенковом Логе под деревянным настилом, назначена криминалистическая экспертиза по фотографиям так называемого мостика из шпал, по фотографиям, которые сделаны в различные годы, с целью установления одна ли и та же местность зафиксирована на этих фотографиях. В распоряжение эксперта предоставлены снимки 1919 года, сделанные следователем Соколовым в ходе осмотра Коптяковской дороги, 1920-х годов с изображением участника расстрела Царской Семьи Ермакова на мостике из шпал, а также конца 1970-х годов при обнаружении деревянного настила в Поросенковом Логе группой Авдонина и Рябова.

В обоих захоронениях, и в 1991 году, и в 2007 году, а также в урочище Ганина Яма, вблизи глиняной площадки в 1998 году были обнаружены в общей сложности 24 пули пистолетных и револьверных патронов различного калибра. Для проведения баллистической экспертизы в Государственном центральном музее современной истории России и Свердловском областном краеведческом музее были изъяты три пистолета, принадлежащие ранее участникам расстрела семьи Государя Медведеву-Кудрину и Ермакову. Экспертам-баллистам предстоит дать ответ на вопрос: не выстреляны ли пули, обнаруженные в обоих захоронениях и на Ганиной Яме, именно из этих пистолетов, представленных на исследование.

Во второй половине 70-х годов и в конце 90-х годов прошлого века в ходе археологических и поисковых мероприятий в районе Ганиной Ямы была установлена открытая шахта, в которую сбрасывались, по материалам даже дела Соколова, тела семьи Государя и их приближенных лиц, и определено было место именно поисковых работ следствия Соколова. Краеведами были обнаружены предметы, аналогичные предметам, которые в свое время в 1918 и 1919 году были обнаружены в первоначальных поисковых мероприятиях и следственных действиях, а также приспособления для промывки грунта, которые, видимо, были использованы в ходе поисков в то время.

С целью проверки версии о полном сжигании тел в урочище Ганина Яма были получены образцы почвы с территории монастыря Святых Царственных Страстотерпцев, который был построен у открытой шахты. По данным образцам назначена молекулярно-генетическая экспертиза. Тоже пока результатов еще нет.

В рамках возобновленного следствия впервые исследовались фрагменты ювелирных изделий, обнаруженные в 1998 году в урочище Ганина Яма. Заключением физико-химической экспертизы были даны выводы о том, что содержание золота во всех трех фрагментах, обнаруженных там, не соответствует современным регламентированным нормам. То есть возможно указывать на то, что были изготовлены эти изделия все-таки в другое время.

Кроме этого, на изделиях были обнаружены следы термического воздействия и механические повреждения. В рамках этой же экспертизы были исследованы девять прозрачных бусин, обнаруженные также в 1998 году на Ганиной Яме. Экспертом сделан вывод о том, что все эти бусины изготовлены из кварца (имели обиходное название «топаз», т.е. топазные бусы).

Трасологической экспертизой, назначенной по этим же фрагментам ювелирных изделий, было установлено, что на них имеются механические повреждения, нанесенные двумя видами инструмента, так называемых кусачек (т.е. перекусывали золотые изделия), а на одном из них — предмете сферической формы вполне вероятно, что пули. Бусины, обнаруженные в районе Ганиной Ямы в 1908 году, совпадают по внешнему виду и размерам с бусинами на фотографии из дела Соколова, а также с бусиной, которая в настоящее время находится на хранении в Храме-памятнике Иова Многострадального г. Брюсселя. Из материалов следственного дела Соколова, в которые в том числе включены и материалы следователей Наметкина и Сергеева, которые расследовали дело до Соколова, следует, что гибель Царской Семьи произошла в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в полуподвальной комнате дома Ипатьева города Екатеринбурга и что там были расстреляны бывший Император Николай II, его семья и приближенные к ним лица. Обстоятельства расстрела, а также место сокрытия их тел на территории Поросенкова Лога стали известны из так называемой записки Юровского «Воспоминания коменданта дома особого назначения» Ипатьевского дома, Юровского. Для установления автора текста, исполнителя рукописных поправок в нем следствием впервые назначены почерковедческая и автороведческая экспертиза по всем вариантам записок Юровского, включая его выступление на совещании старых большевиков, которое состоялось 1 февраля 1934 года. В распоряжение экспертов для сравнительных исследований предоставлены и подлинные документы с рукописными текстами, выполненные Юровским и историком Покровским, потому что одна из версий есть та, что записку составил все-таки историк Покровский и потом вложил в уста Юровского. Почерковедческая экспертиза назначена также и по строкам стихотворения Гейне, написанным на обоях в расстрельной комнате. В этом случае анализируются подлинные документы с рукописными текстами, ранее выполненными участниками екатеринбургских событий, в том числе Войковым, Свике, Родзинским и другими. По делу также назначена криминалистическая экспертиза по расшифровке кабалистических знаков, обнаруженных следователем Соколовым на стене расстрельной комнаты дома Ипатьева. Историко-архивная судебная экспертиза назначена для установления и анализа документальных свидетельств об обстоятельствах содержания под стражей, расстрела и захоронения Императора Николая II, членов его семьи и лиц из его окружения. Проведение многих экспертиз требует значительного времени. Например, проведение историко-архивной экспертизы связано с изучением и анализом большого количества документов, это более двух тысяч. При этом документы — это не один лист, а иногда многотомные материалы. В настоящее время производство экспертиз не окончено, имеются лишь предварительные результаты по некоторым вопросам. Результаты историко-архивных и иных судебных экспертиз по завершении будут оцениваться следствием в совокупности со всеми доказательствами по уголовному делу. Помощь следствию оказывают, кроме экспертов, и лица из числа историков, архивистов, краеведов, исследователей, которые много лет изучают эту тему. Проводится большая работа по поиску ранее не исследованных в рамках уголовного дела документов и материалов, установление лиц, имеющих значительную информацию по данному вопросу. В распоряжение следствия Российским фондом культуры передан подлинный фотоальбом Павла Петровича Булыгина, доверенного лица вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, который курировал следствие Соколова. В нем находится более 100 подлинных фотографий, на некоторых из них с обратной стороны имеются пояснительные рукописные надписи, выполнены, видимо, Соколовым либо Булыгиным. В ходе следствия проанализирован доклад капитана Бафталовского, датированный июлем 1924 года, в котором подробно излагаются обстоятельства первоначальных поисковых мероприятий в конце июля 1918 года в районе Ганиной Ямы, направленных на отыскание Царской Семьи. На этом докладе, думаю, подробнее потом остановится один из экспертов-историков.

В библиотеке имени Белинского города Екатеринбурга получена заверенная копия торгово-промышленного справочника: «Весь Екатеринбург и горно-промышленный Урал» 1911 года издания. В этом справочнике уже инженер Ипатьев указан домовладельцем по адресу: Вознесенский проспект, 49, г. Екатеринбурга, что опровергает один из доводов о том, что Ипатьева вынудили купить этот дом в 1918 году, для того чтобы дом назывался Ипатьевским. В Златоустовском городском краеведческом музее осмотрен подлинный семейный альбом семьи Романовых примерно 19151917 годов, судя по фотографиям. В данном альбоме содержится 208 фотографий, но самые ценные для нас представляли 4 портрета в профиль всех великих княжон, т.е. Ольги, Марии, Татьяны и Анастасии. Сканированные копии этих фотографий переданы судебным медикам для сопоставления их с черепами, которые обнаружены в захоронениях. До этого времени у нас не было таких четких профильных фотографий, где тоже можно провести свои сравнения. В ходе работы над документальным фильмом съемочной группой Российского фонда культуры в Храме-памятнике Иова Многострадального в Брюсселе получены фото- и видеоматериалы предметов, хранящихся в алтаре храма. Это личные вещи, нательные образки, ювелирные изделия, принадлежащие семье Российского Императора Николая II и верных им людей, переданные в указанный храм великой княгиней Ксенией Александровной, которой в свою очередь предоставил их следователь Соколов. Данные предметы совпадают с описанием вещественных доказательств по делу, составленным куратором следствия Михаилом Константиновичем Дитерихсом в 1918 году. Этой же группой в Музее русской истории при Свято-Троицком монастыре города Джорданвиль штата Нью-Йорк сфотографированы и другие вещественные доказательства по делу Соколова, в том числе и искусственная челюсть Евгения Сергеевича Боткина, обнаруженная в шахте на Ганиной Яме в ходе первоначальных поисковых мероприятий.

С момента возобновления расследования допрошено более 20 свидетелей из числа лиц, обнаруживших захоронение останков 9 лиц и 2 лиц в Поросенковом Логу, а также участвующих в раскопках этих захоронений. С их участием произведены осмотры места происшествия — и Ганиной Ямы, и Поросенкова Лога, где они подробно рассказали об обстоятельствах, известных им по делу.

В Музейно-выставочном центре монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма Екатеринбурга с целью воспроизведения обстановки и иных обстоятельств расстрела Николая II, его семьи и лиц из его окружения проведен следственный эксперимент. В помещении, полностью совпадающем по размерам с расстрельной комнатой Дома особого назначения.

К нашему уголовному делу приобщены копии всех материалов следственного дела Соколова, находящихся в архивах на территории РФ. Мы, конечно, принимаем их как допустимые доказательства и будем использовать в нашем следствии все их. То есть то, что установил Соколов в своем деле, будет нами обязательно использоваться.

Следствием планируется назначение психолого-исторической экспертизы судебной для разрешения вопросов, связанных в том числе и с возможным ритуальным характером убийства Царской Семьи. Для этого в настоящее время формируется экспертный совет, в который будут включены научные сотрудники Российской академии наук, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, историки, архивисты, а также священники Русской Православной Церкви. Проведение этой экспертизы станет возможным после получения заключения историко-архивной экспертизы, по которой сейчас работают наши уважаемые эксперты.

Хочется поблагодарить историков, архивистов, краеведов, других лиц, выдавших следствию копии материалов и документов, собранных ими за многие годы изучения темы, касающихся гибели членов Российского Императорского Дома. Совместный труд, следователей, ученых, священников, просто неравнодушных людей способствует обеспечению всестороннего, полного и объективного расследования, направленного на установление истины. Надеюсь, что общими усилиями нами на все вопросы будут даны мотивированные ответы. Спасибо за внимание!

Владыка Тихон: Спасибо, Марина Викторовна! Вы полностью уложились в 20 минут. Марина Викторовна представила обзор тех экспертиз, которые назначены Следственным комитетом, в том числе и по просьбе церковной комиссии.