Конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия» в Московском Ставропигиальном Сретенском монастыре 27 Ноября 2017 года

 

 

Сергей Алексеевич Никитин,

доктор медицинских наук, судебно-медицинский эксперт, главный специалист в области идентификации личности и антропологической реконструкции Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы

Экспертные исследования черепов № 4 и 7, а также зубов, обнаруженных в захоронении 2007 г.

https://youtu.be/ao211WKit6o

Владыка Тихон: Сергей Алексеевич Никитин, врач, судебно-медицинский эксперт, главный специалист в области идентификации личности и антропологической реконструкции Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы. «Экспертные исследования черепов № 4 и 7, а также зубов, обнаруженных в захоронении 2007 г.». Пожалуйста!

С.А. Никитин:

Добрый день, уважаемое собрание! Добрый день, Ваше Святейшество!

Прежде всего хочу поблагодарить Владыку Тихона за то, что он пригласил меня на эту конференцию. Несмотря на то, что я эксперт предыдущего следствия, которое вел Владимир Николаевич Соловьев. Вкратце о себе, потому что это, наверное, будет важно. Я судебно-медицинский эксперт, криминалист, главный специалист в области идентификации личности и антропологической реконструкции Московского бюро судебно-медицинской экспертизы. В Царском Деле с августа 1991 года, когда впервые встретился с «екатеринбургскими останками» в качестве эксперта и опознал среди них останки Императора и его дочерей Татьяны и Анастасии, в связи с этим был командирован в Бюро главной судмедэкспертизы Минздрава РСФСР. Там оказывал помощь в проведении сравнительных исследований фотографий и обнаруженных черепов. В 1994 году участвовал в эксгумации останков брата Императора — Георгия и в этом же году в Екатеринбурге, реконструировал отсутствующие части черепов и восстановил по ним портреты. Утраты удалось восстановить благодаря комплексу методик, разработанных мной 1986 году при работе с останками летчика, геройски погибшего в октябре 1941 года в боях за Москву. Разрушения его черепа примерно соответствовали разрушению черепа № 4, т.е. центральный отдел лицевой части. Восстановленный портрет был опознан однополчанами после показания его по телевидению. Им оказался младший лейтенант Василий Яковлевич Косоруков. Возможность реконструкции утрат, на примере отсутствующей нижней челюсти у черепа преподобной Ефросиньи Московской может подтвердить находящейся здесь Денис Пежемский. Когда мне удалось восстановить отсутствующую часть черепа нижнюю челюсть, а потом получилось таким образом, что эта нижняя челюсть была обнаружена. Сопоставили реконструированную челюсть мной и обнаруженную. Я не буду демонстрировать эти фотографии, потому что у меня просто в презентации их нет, но должен сказать, что получилась очень точное восстановление. В 2000 году на международном конкурсе в США мне довелось выполнить реконструкцию по контрольному черепу с лучшим результатом, больше подобных состязаний почему-то не было. Хотя я бы с удовольствием принял в подобном состязании еще раз участие.

Ваше Святейшество, если благословите, я могу завтра доставить эти реконструированные…

Владыка Тихон: Одну секундочку! У нас к вам просьба. Мы попросили вас быть научным консультантом по поводу тех вопросов, которые возникли у церковной общественности относительно сопоставления. Вот будьте добры, остановитесь именно на этом. Расскажите, пожалуйста, об истории вопроса, почему с таким недоуменным вопросом к вам обратились и ваши выводы.

С.А. Никитин: Совсем недавно на сайте «Православиеу» одна за другой были опубликованы две статьи. Андрея Манцева «Череп № 7 не мог принадлежать Императрице», «Череп № 4 не мог принадлежать Императору».

Владыка Тихон: Мановцева. Вы ошиблись с фамилией.

С.А. Никитин: Мановцева. В них представлены результаты исследования, которые провели художники из Санкт-Петербургского института имени Репина. Исследование заключалось в сравнении фотографий черепов № 7 и № 4 с фотографиями Императрицы Александры Федоровны и Императора Николая II методом наложения. В результате они пришли к заключению, что эти черепа не имеют отношения ни к той, ни к другому. Художники, правда, честно признались в своем судебно-медицинском и антропологическом невежестве и предложили провести профессиональную проверку. Я решил принять это предложение и провести профессиональную проверку тех же объектов теми же методами. Метод фотоналожения, постоянно используемый в медико-криминалистических исследованиях, разработал 1956 году отечественный судмедэксперт Юрий Михайлович Кубицкий. И заключался он в сравнении изображения черепа на матовом стекле фотоаппарата с диапозитивом фотографий предполагаемого человека. В середине 2000 годов я модифицировал этот метод, а, по сути, разработал новый, позволяющий проводить идентификационные исследования даже в полевых условиях. Он с отличным результатом был применен при археологических раскопках на территории Троице-Сергиевой Лавры с целью идентификации останков архиепископа Никона Рождественского, Архимандрита Леонида Каверина, а также останков преподавателей Московской духовной академии Спасского, Муретова, Голубинского, Казанского и Металлова. Наверное, некоторые фамилии вы знаете.

Итак, приступим к исследованию. Фотография Императрицы, которую использовали художники, имеет явные признаки ретуширования [левая фотография ретушь, правая без ретуши]. Признаки ретуширования особенно хорошо заметны в области кончика носа. Поэтому я решил использовать эту же фотографию, но без явной ретуши. Копию ее мне прислали из ГАРФа. Видно, что голова находится в вертикальной позиции, немного повернута в нашу сторону.

Череп также находится в вертикальной позиции, немного наклонён и повернут в нашу сторону. То есть позиции головы и черепа очень близки, что позволяет провести достаточно корректное сравнение. Перед сравнением необходимо привести изображения черепа и головы к такому размеру, при котором совпадут две наиболее соответствующие друг другу точки.

 

Художники правильно выбрали точку центр наружного слухового отверстия (ну, понятно, где она находится), совпадающую с точкой вершины котелка уха, и неправильно точку nasion (вот она прописана латиницей). Так как на профильном изображении вот эта точка nasion, на изображении головы соответствующей ей точки нет. В результате лобная часть у художников оказалась практически без мягких тканей, как вы видите. Знай художники, что толщена покрова у человека на лбу не 1 мм, а 6 мм, и поверни они череп немного против часовой стрелки, то все бы совпало.

 

На этой томограмме вы можете увидеть, каким образом распределяются мягкие ткани на черепе. То есть видите, есть определенная толщина в лобной области, но это художники не учли.

 

Я также использовал точку центра наружного отверстия, которую вы видите, совпадающего с котелком уха. Второй же точкой, корректной в данном случае, оказалась точка на нижнем крае верхних резцов, совпадающая с точкой смыкания губ. В результате было отмечено совпадение следующих признаков.

1.     Контур чешуи лобной кости точно соответствует контуру лба.

2.     Верхний край глазницы находится на уровне брови.

3.     Направление края глазницы соответствует направлению края верхнего века.

4.     Корни носовой кости конгруэнтен контору корня носа.

5.     Точка субспинале и подносовая точка находятся на одном уровне.

6.     Край нижних резцов соответствует точке смыкания губ.

7.     Зубно-альвеолярный контур точно соответствует контуру нижней губы.

8.     Надподбородочные точки черепа и лица находятся на одном уровне.

9.     Контур подбородочного бугра конгруэнтен контуру подбородка.

10.       Наружное слуховое отверстие соответствует козелку уха.

11.        Контур заднего отдела черепа близок к контуру прически.

Существенных отличий при сравнительном исследовании выявлено не было.

Вывод, исходя из результата, может быть только один: череп № 7 принадлежит последней русской Императрице Александре Федоровне.

 

Фотография Императора, которую использовали художники, является фрагментом фотографии, сделанной в Финляндии на берегу Виролахти любимого места отдыха Царской Семьи. Видно, что голова Императора немного наклонена в нашу сторону, уста его немного приоткрыты.

Череп также немного наклонен и повернут в нашу сторону, т.е. позиции головы и черепа совпадают, что позволяет произвести корректное сравнение.

 

Художники использовали только точку наружного слухового отверстия, как видно на этой схеме. Со второй точкой почему-то не определились, а просто запредельно увеличили теневое изображение черепа и подвигали его туда-сюда по теневому изображению головы Императора.

Что этим показать хотели, непонятно.

 

Я также использовал точку центра наружного слухового отверстия, совпадающую с козелком уха. Второй же точкой, корректной в данном случае, оказалась реперная точка наружнего края глазницы, совпадающая с наружнем углом глаза.

Так как уста Императора приоткрыты, а на черепе зубы сомкнуты, произведено незначительное приоткрывание изображения нижней челюсти относительно шарнирной оси височно-нижнечелюстного сустава (ВНС). Это вполне допустимо для профильного изображения черепа, но, естественно, недопустимо при фронтальном совмещении. При сравнении точек и контуров черепа и лица отмечено совпадение следующих признаков.

1.     Контур нижней половины лобной кости точно соответствует контуру лба.

2.     Верхний край глазницы находится на уровни брови.

3.     Реперные точки наружного края глазницы и наружного угла глаза накладываются друг на друга.

4.     Контур подбородочного бугра близок к контуру подбородка.

5.     Нижний контур нижней челюсти близок к нижнему контуру бородки.

6.     Центр наружного слухового отверстия совпадает с задним краем козелка уха.

7.     Контур затылочной кости точно соответствует контуру затылка.

8.     Теменной контур черепа точно соответствует контуру волос.

9.     Контур лобного бугра точно соответствует контуру волос, именно по лобным буграм я и опознал тогда останки Императора 1991 году.

Результаты, полученные при сравнительном исследовании, позволяют с уверенностью определить череп № 4 как принадлежащий последнему русскому Императору Николаю II.

И наконец, хочу показать уважаемому собранию результат сравнительного исследования зубов подростка, которые были обнаружены в 2007 году неподалеку от места первого захоронения.

 

По-моему, он очень нагляден. Это верхние левые моляры большие коренные зубы, первый, второй и третий. Степень развития корней первого и вторых моляров и степень сформированности коронки третьего позволили определить возраст подростка в пределах 1215 лет. Вы можете это сопоставить с прилагаемой таблицей Тамошайто. Это очень хорошая и точная таблица, которая активно используется в судебно-медицинской и криминалистической практике. Напомню, что Цесаревичу Алексею должно было исполнится 14 лет.

При определении возраста, я уже об этом сказал, вот эта таблица Тамошайто очень хорошо себя зарекомендовала.

Еще несколько слов, если позволит Святейший Владыка.

По трем темам, которые будут затронуты, хочу кратко проинформировать уважаемое собрание.

Касаемо темы, могли или не могли быть сожжены тела у Ганиной Ямы и в Логу. Мало кто знает, что в июле 1918 года постоянно шел дождь, поэтому найденные в лесу промокшие дрова, несмотря на бензин, оказались мало пригодными. Если кто-нибудь из присутствующих хотя бы раз пытался развести костер в сыром лесу поймет, о чем идет речь.

Касаемо темы, почему за короткий срок успели почти полностью сжечь тела Цесаревича Алексея и его сестры Марии, нужно учитывать исключительно важные обстоятельства. Частично сгоревшие тела были зарыты в землю, прогретую первым костром, и залито большим количеством концентрированной серной кислоты. Затем здесь был разведен новый костер и это многократно усилило реакцию горячей кислоты с обгоревшими телами, и основное разрушение произвела именно она. А что касается обнаруженных пуль, почему они сохранились, то от кислоты их защитил никель, входящий в состав оболочек. Оболочки были мельхиоровые. Мельхиор — это сплав меди и никеля. И наконец, в отношении темы торфяного дубления поясню собравшимся, о чем идет речь. Некоторые эксперты утверждают, что останки в Поросенковом Логе должны были подвергнуться торфяному дублению, чего не было на этих останках. Я хочу сказать этим экспертам, советую им наконец съездить в Поросенков Лог и убедиться, что никакого болота там нет и не было никогда, разве что в каменном веке.