Конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия» в Московском Ставропигиальном Сретенском монастыре 27 Ноября 2017 года

 

Вячеслав Леонидович Попов,

заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, заместитель начальника по научной работе Бюро судебно-медицинской экспертизы
Комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области.

Результаты судебно-медицинской экспертизы. О возможности полного сожжения (уничтожения) тел в заданных условиях, огнестрельные ранения на останках

https://youtu.be/7iFqdE32TDo

 

Владыка Тихон: Слово предоставляется Вячеславу Леонидовичу Попову, заслуженному деятелю науки РФ, заслуженному врачу РФ, доктору медицинских наук, профессору, заместителю начальника по научной работе Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета по здравоохранению правительства Ленинградской области. Доклад «Результаты судебно-медицинской экспертизы. О возможности полного сожжения (уничтожения) тел в заданных условиях, огнестрельные ранения на останках»

Попов В.Л.:

Ваше Святейшество!

Уважаемая аудитория!

Передо мной поставлено несколько вопросов. В том порядке, в котором они были поставлены, я постараюсь в отведенное время как-то ответить.

Прежде всего об огнестрельных повреждениях.

[Слайд] Здесь коллаж тех огнестрельных повреждений, которые обнаружены на останках.

 

[Слайд] На схематическом рисунке видно, что из девяти погибших у каждого есть огнестрельные повреждения, это говорит о том, что имел место массовый расстрел.

[Слайд] Объем огнестрельных повреждений на разных останках позволяет говорить о том, что было применено оружие типа боевых пистолетов и револьверов.

[Слайд] Разный диаметр огнестрельных пулевых ранений говорит о том, что применялись разные образцы оружия. Косвенным подтверждением того, что применялось боевое оружие, является тот факт, что стреляли оболочечными пулями, т.е. пулями в оболочке. Об этом говорят результаты рентгеноспектрального флуоресцентного анализа, где были обнаружены цинк и медь.

[Слайд (не показан)] Минимум в трех человек были произведены два или три выстрела.

[Слайд] А в одного человека (это скелет № 2) стреляли из двух разных образцов оружия.

Сопоставление локализации пулевых ранений на останках, расположения следов пулевых повреждений и следов крови на стенах и на полу говорит о том, что взаимное положение людей многократно менялось. Кроме того, можно было сделать еще и некоторые другие дополнительные выводы. В частности, повреждения причинены, я уже говорил об этом, при разных взаимных положениях стрелявших и жертв: спиной, визави или боком по отношению друг к другу.

Часть повреждений причинена при вертикальном положении тел людей (это горизонтальное направление раневых каналов), часть повреждений причинена уже лежащим на полу людям.

Я уже говорил, в процессе стрельбы положение стрелявших и жертв менялось. Об этом говорят разные направления раневых каналов на одном и том же скелете.

Наличие распространенных луж крови, по материалам следствия Соколова, говорит о том, что смерть людей наступила именно там, где были обнаружены эти большие по объему следы крови.

Что делать дальше с огнестрельными повреждениями? Нам представляется, что нужно провести комплексную ситуационную, или ситуалогическую, экспертизу. Если историки дадут нам соответствующую ситуацию, соответствующие обстоятельства, мы сможем наложить те фактические объективные данные, которые мы получили, на эту ситуацию и сказать: это было возможно так или это было невозможно.

Судебно-антропологическое исследование

[Слайд] Здесь показана целая группа специалистов, которые участвовали в этом деле, и ответ на этот вопрос в существенной степени облегчает доклад, который сделал доктор Пежемский только что.

[Слайд] Здесь схематическое изображение наличия-отсутствия костных останков на девяти скелетах и затушеваны те места, где не были обнаружены отдельные кости. В частности, как будто бы нет костей стоп, нет костей на кистях. Однако в 20162017 годах, когда проводилась ревизия костей, то были обнаружены дополнительные мелкие кости: короткие трубчатые кости и некоторые кости запястья. 

В частности, на останках человека, мужчины около 50 лет (предполагается, что это, допустим, Николай II Александрович), кости кисти. Какое это имеет значение?

[Слайд] Здесь описание идет этих костей после ревизии этих косточек. Какой вывод из этого можно сделать?

Дело в том, что после того, как появился рентгеновский метод, были сделаны рентгеновские снимки кисти Александры Федоровны и Николая II. Если удастся все-таки найти рентгенограмму кисти Николая II, то есть основания, для того чтобы сопоставить структуру строения кости на этой рентгенограмме и сделать такую же рентгенограмму с этих костей, которые сейчас обнаружены, для того чтобы, опять же, говорить о наличии или отсутствии какого-то соответствия.

Здесь схематический такой рисунок — табличка, которая показывает половой и возрастной состав, групповые признаки по полу, возрасту, росту тех людей, которые обнаружены в захоронении. Само по себе обнаружение среди ограниченного круга людей этих групповых признаков уже само по себе дает определенное основание считать, что это те люди, которых мы ищем.

Об отчленении голов

Здесь доктор Пежемский только что нам сказал о том, что шейные позвонки на останках скелета № 4 присутствуют. Я хотел бы обратить ваше внимание на левую схему. Это положение останков в екатеринбургском захоронении, которые были зафиксированы в 1991 году, когда, собственно говоря, и особенного сыра-бора не было в этом отношении.

В 1978 году останки людей, которые здесь заштрихованы (один, второй, третий череп), они были извлечены из захоронения, а потом возвращены туда через год. Так вот, что касается останков, которые в правом верхнем углу, в северо-западном углу, эти останки, этот скелет поначалу в 199192 году считался скелетом, якобы принадлежащим Государю Императору. Впоследствии оказалось, что этот скелет принадлежит горничной Демидовой. Это вообще не мужской, а женский скелет. А что касается четвертого скелета, то обратите внимание на левый нижний угол, тут стрелочкой показан череп и показан шейный отдел позвоночника.

Тогда еще, в 1991 году, было зафиксировано, что голова и шейный отдел позвоночника, и сам скелет не вызывают сомнения, что они принадлежат какому-то одному телу. Поэтому в дополнение тому, о чем говорил нам Денис Валерьевич Пежемский, — это еще одно доказательство того, что, собственно говоря, голова-то, в общем-то, не отделялась. Кроме того, внимательное рассмотрение этих позвонков, тщательное, со всех сторон не обнаружило никаких следов воздействия рубящих или режущих каких-то предметов, с помощью которых можно было что-то отчленять.

О действии серной кислоты

На прошлой конференции, на прошлом заседании рабочем Александр Иванович Бастрыкин очень настоятельно предлагал провести натурные эксперименты в этом отношении, для того чтобы сказать, как же действует такая концентрированная серная кислота на биологические ткани. На первый взгляд, она действует губительно, она разрушает эти ткани, образуются тяжелые химически ожоги, и, вроде бы, мы это все очень хорошо знаем. Однако мы попробовали это все сделать еще раз, и вот при апплицировании при нанесении на поверхность кожи серной кислоты в течение почти целых суток, в общем, эта кожа особенно не изменяется.

Микроскопически, если мы смотрим микроскопическое исследование, да, там поверхностные слои кожи изменяется здорово, но чтобы невооруженным глазом на все это смотреть, то здесь мы не видим серьезных изменений. Внизу показаны плоские косточки, взяты они как раз из височной области, там, где на одном из черепов есть следы потемнения, что вроде бы здесь действовала какая-то кислота. Выдерживая эти косточки максимум пять суток при аппликации кислоты, мы не получаем существенных изменений.

Однако мы продолжили опыты и решили опускать этот кусочек в кислоту. Вначале показано, что происходит с кожей, если ее опустить в концентрированную серную кислоту. Буквально уже через пять минут начинаются вот такие ожоги. Где-то к концу третьих суток у нас кусочек кожи даже немножечко разделяется. Но это, еще раз повторю, в том случае, если помещать непосредственно в кислоту.

А вот кусочки кости, которые тоже были помещены в кислоту. Здесь изменяется только губчатое вещество. Косточка состоит из плотного верхнего и плотного нижнего слоя, а в середине губчатое такое рыхлое вещество. И вот это рыхлое вещество, оно тоже чернеет, оно тоже изменяется под действием серной кислоты.

Какой вывод из этого всего можно сделать: концентрированная кислота, конечно же, может разрушить поверхностные слои кожи и губчатое рыхлое вещество плоских костей. Но нет основания переоценивать повреждающее действие концентрированной серной кислоты. Она, конечно, могла быть налита на тела, но разрушить тела при таком способе воздействия концентрированной серной кислотой было невозможно.

 

О ранении 1891 года

 

Денис Валерьевич уже говорил уже об этом. Сейчас мы покажем просто снимки, может быть, немножечко более убедительно. Это внешний вид черепа, если на него смотреть при обычном освещении.

Однако нас интересует зона, которая с левой стороны обведена в овале, а с правой стороны мы видим, я хочу надеяться, что мы видим все, два следа продолговатой формы. Если нас спросили бы, от чего они возникли, эти два углубления, немного вздыбленные по краям кости — это следы от действия какого-то продолговатого предмета. Если нам бы сказали, могло ли это быть от удара саблей или каким-то похожим предметом, мы бы сказали «да», что это может быть.

Однако старые или свежие это следы?

 

Для этого была применена мультиспиральная компьютерная томография. В овале показана та зона, которая нас интересует.

При различных режимах томографического исследования была изучена эта зона. Установлена различная плотность кости по краям этих желобоватых углублений. В зоне желобоватого углубления разряжение кости, а по краям, там, где кость вздыблена и утолщена немного, — там кость уплотнена и склерозирована. Это все говорит о старых, достаточно давних переломах.

Мы пошли немного дальше ещё и провели цифровую микрофокусную рентгенографию с прямым увеличением…

Патриарх Кирилл: Хотел бы сразу уточнить: старые это прижизненные?

Попов В.Л.: Прижизненные, да-да, прижизненные старые переломы. Это следы заживления этих переломов, а заживление может быть только при жизни.

Еще мы получили одно доказательство прижизненности, с одной стороны, а с другой стороны, давности этого перелома. Это с помощью этого метода исследования с прямым увеличением изображения.

Красным обведена зона разряжения костной ткани, а вторая и третья (белым обведены) — зоны уплотнения костной ткани. Таким образом, речь идет о том, что на черепе № 4 имеются давние прижизненные следы двух ударов каким-то продолговатым предметом, возможно, рубящим предметом, например, скажем, саблей.

И наконец, о возможности сожжения.

Я прошу прощения, в каждом случае, когда мы показывали какой-то вид исследования, там были обозначены те специалисты, которые участвовали в этих исследованиях.

Так вот, что касается сожжения. У нас есть результаты, которые мы проводили по сожжению трупа взрослого человека в специальной передвижной кремационной камере.

Температура при этом достигала 11001300 градусов. Экспозиция этого сжигания была 2,5 часа. Оставалась посткремационная масса 1,52,5 килограмма. Вот с левой стороны такая кучка показана — слева вверху. А если ее разобрать, попытаться дифференцировать, из чего же эта кучка состоит, то оказывается, что там можно обнаружить отдельные кости, можно определить вид этой кости, что это за косточка. Можно определить, что это кости человека, а не, скажем, животного. Но я хотел бы обратить внимание вот на что: что здесь все-таки сжигание было в таких особых условиях, в специальной камере, которая предназначена для термического уничтожения мертвого тела. Как это будет, если пытаться с помощью дров горящих сжечь это тело, для этого все-таки нужен натурный эксперимент. Это возможно сделать, конечно, но глубокая кремация она возможна в специальных условиях. Для того чтобы поставить все точки над «i», надо провести комплексные исследования. Такая возможность, в принципе, может иметь место. Вместе с пожарниками…

Патриарх Кирилл: Могу кое-что предложить. Не нужны никакие пожарники. Нужно поехать в Индию в город Варанаси на Ганге, где проводятся кремации. Я там был, своими глазами видел, как сжигают людей. Сжигают целый день, с раннего утра до поздней ночи, используют огромные сухие дрова…

Попов В.Л.: И не до конца.

Патриарх Кирилл: …Костер мощный. В результате кремации остаются руки, ноги, которые выкидывают в Ганг, и там рыбы плавают огромные, и съедают все эти останки. Для того чтобы сжечь в самых благоприятных условиях (это значит теплый климат, это хорошие дрова), не хватает светового дня. Для того, чтобы доказать это, я тогда не ставил тогда перед собой задачу проводить какие-то сравнения, но меня поразило, как все это долго происходит и все-таки что в результате человека окончательно не сжигают. Но для того, чтобы доказать, нужно послать экспедицию и заснять кремацию, и чтобы каждый человек мог в фильме увидеть, что происходит.

Попов В.Л.: Ваше Святейшество, я с удовольствием поеду в Индию.

Патриарх Кирилл: Давайте организуем.

Попов В.Л.: Но тем не менее, все-таки, я прошу меня простить, но, если есть очень упорные оппоненты в этом отношении, то можно попытаться хотя бы теоретически посмотреть, какая же температура возникает при этих кострах. Необязательно сжигать даже, может быть, людей, но какая температура максимальная может развиться…

Владыка Тихон: 300 градусов в центре. Мы смотрели, 300 градусов в центре костра, в самом горячем…

Попов В.Л.: Собственно говоря, вот и все, спасибо большое за внимание.