Конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия» в Московском Ставропигиальном Сретенском монастыре 27 Ноября 2017 года

 

Владимир Николаевич Трезубов,

заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства России, доктор медицинских наук, профессор

«Характеристика зубочелюстной системы и рентгеноцефалометрический анализ строения лицевого скелета у «екатеринбургских останков» (судебно-стоматологическое исследование)»

https://youtu.be/LuOlYGbHup8

Владыка Тихон: «Характеристика зубочелюстной системы и рентгеноцефалометрический анализ строения лицевого скелета у “екатеринбургских останков”». Заслуженный деятель науки РФ Трезубов Владимир Николаевич, лауреат премии Правительства РФ, доктор медицинских наук. Пожалуйста! и будьте добры, Владимир Николаевич, учитывайте, что тысячи людей сейчас слушают это, в общем-то, не являясь специалистами.

В.Н.Трезубов:

Глубокоуважаемые Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, высокое собрание, братья и сестры!

 

Мне хотелось бы рассказать о некоторых обнаруженных признаках, потому что излагать все результаты подробной тщательной экспертизы зубочелюстной системы и лицевых скелетов займет очень много времени.

 

 

Были исследованы девять черепов «екатеринбургских останков», представленных здесь. Один из них, восьмой, представлял собой две височных кости и фрагмент нижней челюсти, показанные здесь. Кроме того, из зубов, лежащих отдельно от останков, два зуба принадлежали, по всей видимости, останкам № 8.

Применялись общепринятые для этих целей методы, классические, но достаточно и сложные, и информативные. Была определена при исследовании зубов половая принадлежность.

Было обнаружено, что среди останков пять черепов принадлежат женщинам и четыре черепа мужчинам. Здесь видим знак вопроса останки № 8. Я показывал нижнюю челюсть этих останков, от черепа сохранились только три кости, во-первых. Во-вторых, остальные кости скелета отчасти напоминали мужские, отчасти женские, поэтому возник вопрос. Хотя склонились все-таки к мужскому полу также.

При определении возраста применяли китайскую методику «сонг-джиа», которая была модифицирована и адаптирована к европеоидному типу Поповым и Ковалевым. По формулам, по степени стираемости твердых тканей зубов определялся возраст. Вот здесь представлен возраст останков, среди которых можно видеть пожилого человека, людей среднего возраста и троих молодых людей.

Здесь результаты идентификации останков по полу и возрасту, и вы видите, что в последней колонке персонализация по предполагаемым персоналиям и их возрасту совпадает с тем, что было обнаружено при определении возраста.

Предполагаемое наличие кровного родства. Во-первых, у четырех останков женского пола был обнаружен множественный кариес, скорее всего, наследственного происхождения. Это обилие полостей, в том числе мелких полостей, что представлено на этих картах зубных рядов.

Вот здесь продолжение: вы видите очень много дефектов. Несмотря на достаточно молодой возраст трех останков, кариеса было очень много, он был распространен.

Обратите внимание на форму нижних челюстей женских черепов. Они похожи по своим подбородочным выступам, по вздутиям в месте перехода тела челюсти в ветвь, по форме зубных рядов, которые американским известным ортодонтом Эдвардом Энглем была названа седловидно-суженными зубными рядами. В области премоляров и первых моляров происходит такое седлообразное сужение. Кроме того, во всех зубных рядах… (возникла заминка при демонстрации слайдов) Еще один признак — это дистальные повороты по оси, повороты кзади первых премоляров во всех зубных рядах представленных останков. Можно говорить о примерной идентичности форм (сложно адаптировать медицинскую терминологию) головок нижней челюсти. Вот я их покажу. Эти образования называются мыщелками или головками нижней челюсти. Вот их форма веретенообразная была похожа во всех четырех нижних челюстях, и их углы расположения тоже напоминали друг друга. Были сделаны телеренгенограммы, т.е. рентгенограммы на расстоянии двух метров от объекта (для того, чтобы уменьшить проекционное искажение), пяти черепов. Вот их порядковые номера указаны здесь.

Седьмой череп предположительно Императрицы, четвертый предположительно Императора и третий, шестой, пятый их дочерей.

Были сделаны схемы, геометрические расчеты и было определено следующее: что три нижних черепа в нижнем ряду (молодые) имеют сходство и с четвертым, и с седьмым черепом. Особенно похожи седьмой и шестой, четвертый и третий черепа. Пятый имеет признаки и четвертого, и седьмого черепов. Это определяется и при осмотре, и при математическом анализе, геометрии, рентгеноцефалометрическом анализе. Интересно еще то, что у седьмого черепа был выпуклый профиль, у четвертого вогнутый, а у всех трех черепов нижнего ряда уплощенный, нулевой, т.е. нечто среднее между первым и вторым.

Интересно и то, что на шести черепах были обнаружены пулевые огнестрельные повреждения.

Вот здесь они представлены в разных местах на границе лобной теменной кости, височной кости и по краю нижней челюсти.

Наличие химических повреждений было у всех девяти черепов. Что это: кислота или другой какой-то агент, сказать трудно, но повреждения явно видны даже на этих фотографиях не очень высокого качества. Трудно предположить, что это из-за особенностей химического состава грунтовых вод произошло, хотя все может быть.

Несколько слов об уровне оказания стоматологической помощи. Вашему вниманию представлена нижняя челюсть из «екатеринбургских останков» с мостовидным металлическим протезом (показан слева).

Здесь, я думаю, я единственный стоматолог, все остальные к стоматологии имеют только косвенное отношение, но все видят дефекты этого протеза. То есть вы видите, что моделирование зубов проведено грубо, с дефектами, с изъянами. И обратите внимание, что так называемая окклюзионная поверхность, то есть та поверхность, которая пережевывает пищу жевательная поверхность у опорных зубов примерно на 5 мм выше, чем у остальных.

Владыка Тихон: Владимир Николаевич, а это какой номер черепа?

В.Н. Трезубов: Это первый номер черепа.

Владыка Тихон: Демидова, да, предположительно?

В.Н. Трезубов: Да, Демидова. То есть все эти признаки говорят за то, что моделирование бугорков приблизительное и не очень аккуратное. Все это говорит о том, что уровень оказания медицинской помощи в первых останках был довольно низок.

Это фотография протеза доктора Боткина из материалов дела Соколова. Верхний съемный протез.

Я к нему еще вернусь далее, но он относится к стандартному или среднему уровню оказания помощи, который мог быть в разных социальных слоях. Протезы эти съемные, частичные или полные протезы, были однотипны.

Обращает на себя внимание очень тщательный подход к лечению кариеса, причем даже очень мелких полостей. Они были пломбированы. Это говорит о том, что была высокая регулярность диспансерного патронажа многих из останков. Это женщины седьмые останки, третьи, пятые и шестые. Вот здесь подобная картина.

Владыка Тихон: Предположительно чьи это?

В.Н. Трезубов: Императрицы и трех дочерей.

Владыка Тихон: Предположительно!

В.Н. Трезубов: Да, предположительно. Вот шестые останки, одна из дочерей.

Это предположительно верхняя челюсть Императрицы и ее верхний клык с хорошо полированной вкладкой, с наличием металлокерамических штифтовых коронок со штифтами из платины и наличием платиновых штампованных коронок с хорошо выраженными красиво моделированными жевательными бугорками.

Это карта седьмых останков. Здесь штифтовые металлокерамические зубы и металлические, платиновые коронки.

 

Обращает на себя внимание в четвертом черепе, предположительно Государя Императора, асимметричное строение подбородочного бугра. Правая его часть более выражена, чем левая.

Вот здесь это тоже видно. На его фотографиях в детстве, подростковом возрасте и юношеском, когда он еще не носил бороды, можно определить некоторую асимметрию подбородка, причем правая часть выражена больше, так же как на нижней челюсти.

 

Это останки черепа № 2, предположительно доктора Боткина, и рядом его протез. Обратите внимание на то, что атрофия (т.е. уменьшение) альвеолярной части челюсти было неравномерным. В боковых отделах эти анатомические образования хорошо сохранились. В переднем отделе их фактически не осталось. Это говорит о том, что передние зубы этого человека сохранялись дольше боковых. Боковые были удалены первыми, а передние сохранялись, даже когда у них появилась патологическая подвижность, которая и явилась причиной вот такого рассасывания и исчезновения альвеолярной кости. Это видно и здесь, и на рентгенограмме, и на модели гипсовой верхней челюсти, где сильно атрофирован передний отдел и выражены боковые. И это видно на протезе. Здесь глубокие желобки в боковых отделах и очень неглубокие, невысокие борта в переднем отделе.

Теперь несколько слов об отдельных зубах, о которых уже шла сегодня речь. При всем моем глубоком уважении к светлой памяти Александра Александровича Зубова, известного русского антрополога, я не совсем согласен с его версией. Вот почему.

Владыка Тихон: Какая версия? Поясните.

В.Н. Трезубов: Он сказал, что эти зубы принадлежат одной из дочерей, и это зубы, не прорезавшиеся, ретинированные, задержавшиеся в кости. Дело в том, что, судя по незавершенности развития верхушек корней, этим зубам от 13 до 16 лет, не более. Причем мы сравнивали с таблицами Воробьева–Ясвоина 1936 года, которые основаны на исследованиях, в 1920 году сделанных (т.е. где-то близко к 1918 году). Специально для этого брали старую монографию. Это первое.

Второе: на жевательной поверхности и того и другого зуба четко прослеживаются так называемые площадки смыкания или фасетки стирания зубов, которые есть у нас всех с молодого возраста в тех местах, где происходит преимущественное перетирание пищи. Пришлифовываются зубы при жевании. Так вот, в этих зубах обнаружены такие фасетки стирания, а у ретинированных или задержавшихся зубов они имеют девственную жевательную поверхность без таких признаков. Значит, этими зубами пользовались при жевании, они были прорезавшимися при незавершенном развитии, т.е. принадлежали подростку от 13 до 16 лет. В этом мы глубоко убеждены.

Вот здесь я изобразил эти фасетки стирания на схеме, это рентгенограммы этих же зубов, которые доказывают незавершившийся цикл развития. И здесь даны признаки, которые были обнаружены при исследовании этих зубов.

 

Таким образом, в заключение следует сказать, что факторы, способствующие идентификации и персонализации останков следующие:

·   наличие огнестрельных, химических повреждений черепов;

·   соответствие половой и возрастной принадлежности;

·   признаки кровного родства останков № 3, 5, 6, 7 и № 3, 4, 5, 6;

·   различие уровней оказания стоматологической помощи останков № 3, 5, 6, 7 с остальными;

·   прочие приведенные детали, а именно: два отдельных зуба, которые мы только что рассматривали, асимметричное строение подбородка в останках № 4 и соответствие внутреннего рельефа протеза доктора Боткина строению беззубой верхней челюсти у останков № 2 (предположительно доктора Боткина).

Это все, о чем сегодня хотелось бы вам поведать.

Патриарх Кирилл: Спасибо, а вот такой вопрос. То, что вы сейчас говорили о высоком уровне оказания стоматологической помощи. Из этого можно сделать предположение, что это люди были материально обеспеченные. А вот насколько такой уровень оказания стоматологической помощи был тогда доступен для богатых людей? В Екатеринбурге жили купцы, люди богатые. Или это уникальный образец оказания медицинской стоматологической помощи для того времени?

В.Н. Трезубов: Ваше Святейшество, я думаю, что такую помощь могли оказать и представителям высшего сословия русского общества того времени. Кроме того, они могли получить ее, пребывая за границей, и они могли вызвать врача-дантиста и зубного техника, которые приехали бы к ним в Петербург или в другой город и оказали подобную помощь. Вероятность такая есть, но качество, особенно у седьмых останков, крайне высокое и не распространенное в те времена.

Патриарх Кирилл: Спасибо.

Владыка Тихон: Спасибо большое, Владимир Николаевич.