С.В.Голикова

(Екатеринбург)

 

"Увековечить память царя-Миротворца

благим и добрым христианским делом ..."

 

В пореформенный период среди населения Урала считалось "хорошим тоном" поставить памятник царю Александру II Освободителю. "Увековечить память" "почившего в Бозе" самодержца можно было и другим образом. Самым распространенным являлось приобретение иконы его святого покровителя. Встречались и нетривиальные способы выражения народной скорби по ушедшему из жизни императору. Например, жители Фоминской волости Ирбитского уезда в память об Александре III — "Миротворце" решили вести трезвый образ жизни1.

Известно, что "проклятый царизм" руками своих приспешниковвластей на местахспаивал русский народ. Исторические свидетельства показывают, что пьянство как социальное зло стало весьма актуальным для уральской деревни конца XIX столетия. Однако в действительности противоречие между "спаивающими" народ властями и самим народом, если и существовало, то не выходило на передний план. С пьянством боролись обе стороны, то есть "всем миром" (о подобном взаимодействии народа и властей и рассказывается далее), хотя слишком рьяные действия "трезвенников" натыкались (как и в настоящее время) на экономический фактор. Община не стремилась закрывать на своей территории кабаки, так как они предоставляли ей "доходы", которыми весьма удобно было оплачивать подати.

Бытовавшая у русских "культура пития" не одобряла повседневного употребления спиртных напитков и осуждала запои, но пьянство в праздничное время было возведено в ранг многовековой традиции. Именно против нее нанес свой удар земский начальник третьего участка Ирбитского уезда Степан Иванович Пономарев.

Считается, что земские начальники по отношению к крестьянскому населению обладали всей полнотой власти, следствием которой было беспрекословное выполнение подведомственными общинами всех его распоряжений. Однако обращение как к делопроизводству, так и к публицистике того времени свидетельствует о сопротивлении населения многим начинаниям властей, о долгих "уговорах" земскими начальниками участников крестьянских сходов, особенно на таком трудном участке работы, как противостояние народным традициям. Пономареву удалось провести свое начинание во многом благодаря наличию высокого авторитета у жителей Фоминской волости. Незадолго до описываемых событий, в сентябре 1893 г., они провели "торжественный" сход, на котором "чествовали" своего земского начальника: "по отслужению Господу Богу молебствия с водосвятием" Степану Ивановичу Пономареву "высказана была от имени общества" "душевная признательность с благодарностию". А в книге приговоров появилась безыскусная запись о том, что он, "служа в Ирбитском уезде мировым посредником и непременным членом крестьянского присутствия около 20 лет, за все это время, как с волостными, сельскими властями и народонаселением, был всегда справедливым, доступным до себя, всем и каждому давал советы по службе и от сельских властей требовал, чтобы каждый из них в точности исполнял возложенныя на них обязанности".

В декабре 1894 г. выборные от Фоминской волости собрались на последний в том году сход. Заслушав финансовый отчет по уходящему году и приняв смету на будущий, его участники перешли к обсуждению вопроса о том, как "увековечить память" Александра III. Для этой цели волостным правлением было предложено купить икону Св. Александра Невского. После этого опытный в общении с народом Пономарев взял слово. "Господин Земский начальник,как записано в книге приговоров,сказал несколько прочувственных слов о благочестивой жизни нашего покойного монарха Миротворца и, вполне одобряя предложение волостного правления о покупке иконы Александра Невского ... с своей стороны предложил увековечить память царя Миротворца благим и добрым христианским делом, уничтожить употребление водки в один или два съезжих престольных годовых праздника в каждой деревне, то есть почтить эти праздничные дни так, как велит нам св. Церковь Христова, провести эти дни без водки и пьянства, а в молитве и страхе Божием".

Именно "съезжие престольные годовые" праздники, несмотря на явный религиозный "повод" (отмечались по церковному календарю в день святого, которому был посвящен местный храм), имели ярко выраженный народный характер проведения и в русской традиции считались самыми разгульными. Следовательно, удар был нанесен по "святому", и тем не менее население с этим согласилось: "вполне разделяя" мнение Пономарева, участники волостного схода "единогласно постановили: для увековечивания памяти в Бозе почившем Царе Миротворце дать зарок на вечные времена не пить водки в следующие праздники по деревням". Далее следовало методичное перечисление населенных пунктов Фоминской волости с указанием праздничных дней, которые население обязалось проводить "трезво": "... в Фоминой Св. Пантелеймона 27 июля. В деревнях Булановой, Мельниковой, Грязнухи и Трубиной Сретенью Господню 2 февраля. В деревне Бобровка Св. Пантелеймона 27 июля. В деревне Шмаковой Св. Троице. В деревне Чусовской Св. Савватию 27 сентября. В деревне Кириловой Св. Ильи 20 июля. В деревне Кекуре Преображения Господня и Девятую Пятницу. В деревне Подкорытовой Сретению Господню и Фролову дню 2 февраля и 18 августа. В деревне Лихановой Девятую пятницу. В деревнях Кокшарихе и Мордяшихе Преображения Господня 6 августа. В деревне Березовке Воздвижению Господню и Знамению Пресвятой Богородице 14 сентября и 26 ноября. В деревне Новгородовой и Речкаловой Рождеству Христову 25 декабря. В деревнях Тушнолобовой и Косаревой Вознесению Христову". Список получился весьма солидным. Отказ от пьянства в глазах жителей волости означал обращение к церковным традициям празднования, о чем специально было указано в приговоре схода: "Эти праздничные дни посвятить молитве в Храме Божием и добрым делам". Подобное поведение жители считали весьма приемлемым для поминания персоны государя.

Таким образом, даже сам факт смерти императора (насколько кощунственно это не звучит) в руках опытного администратора превращался в действенное средство борьбы против негативных сторон жизни уральской деревни. Прецедент в Фоминской волости Ирбитского уезда показывает, что при умелом манипулировании праздничными традициями и традициями почитания царя можно было "внедрять в народ" весьма прогрессивные начинания.

 

Примечания

1 ГОСО. Ф.670. Оп.1. Д.67. Л.13,38–40.