Л.К.Шабалина

(Екатеринбург)

 

Императорское русское музыкальное общество и его роль в развитии отечественной музыкальной культуры и образования

 

Решающую роль в развитии музыкальной культуры и в организации профессионального музыкального образования в нашей стране сыграло централизованное музыкальное общество с главной дирекцией в Санкт-Петербурге, имевшее с разветвленную сеть отделений в провинциальных городах. Оно сформировалось в середине ХIХ в. До этого времени становление светской музыкальной культуры шло в России замедленно. В отличие от многовековых крепких традиций в организации церковно-певческих школ, в Российской империи долгое время не было специальных музыкальных учебных заведений для обучения светскому искусству инструментального исполнительства (игре на инструментах учили при Академии художеств, Придворной певческой капелле, и т.п.). Не существовало также государственных учреждений для проведения симфонических и камерных концертов. Музыкально-театральное дело было поставлено гораздо лучше; в помощи нуждались именно концертная и образовательная сферы музыкального искусства. Имевшиеся частные ансамбли и оркестры, как и недолговременно существовавшие частные музыкальные школы, не могли решить данную проблему в общероссийском масштабе.

В целях развития в стране светской музыкальной культуры, особенно инструментального ансамблевого и оркестрового исполнительства, просвещенные любители музыки и сами музыканты-профессионалы начали на рубеже ХVI–ХIХ вв. создавать в российских столицах общества по типу структур, существовавших в городах Европы. История последних восходила к средневековым традициям цеховых объединений (например, общества мейстер-зингеров в Германии). Позже они переросли в музыкальные коллегии содружества музыкантов разных специальностей. В совместном музицировании разучивались и готовились программы к концертным выступлениям, ставшим характерными для общественной жизни европейских городов. К такого рода организации может быть отнесено "Санкт-Петербургское филармоническое общество"(1802 г.), объединившее оркестрантов из Императорских театров для исполнения какого-либо сценического произведения.

Идея развития концертного исполнительства и придания ему более широкого общественного значения стала в ХIХ в. волновать и владельцев российских аристократических музыкальных салонов. В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840 г. сформировалось ''Симфоническое музыкальное общество”. В доме князя А.Ф.Львова (автора гимна "Боже, царя храни") впервые было организовано "Концертное общество”. В салоне Великой княгини Елены Павловны (1806–1873) — супруги, а с 1849 г. вдовы Великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I — возникла идея создания музыкального общества всероссийского масштаба. В результате в период общественного подъема конца 1850-х начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, композитора пианиста А.Г.Рубинштейна и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

Сначала оно было названо "Русское музыкальное общество” (РМО) и первые 10 лет, с 1859 по 1869 гг., функционировало под этим наименованием. За этот период были открыты Петербургская и Московская консерватории как первый весомый результат работы РМО. Великая княгиня Елена Павловна (урожденная принцесса Вюртембергская) способствовала привнесению в Россию традиций немецких музыкально-общественных и образовательных структур. Она любила, хорошо знала и поощряла развитие классического музыкального искусства на своей новой родине. В ее салоне в зале Михайловского дворца (ныне здание Русского музея), постоянно проходили концерты камерной музыки. Для симфонических концертов был избран зал Благородного собрания (ныне это здание Петербургской филармонии). Занятия студентов нового учебного заведения консерватории некоторое время проводились в боковом флигеле Михайловского дворца.

На официальном открытии Санкт-Петербургской консерватории 8 сентября 1862 г. А.Рубинштейн, первый директор первого музыкального вуза России, сказал: "Три года тому назад в Санкт-Петербурге осуществилось Русское музыкальное общество под покровительством государыни Великой княгини Елены Павловны; главная цель этого общества была развитие музыкального искусства в России ... Учреждение консерватории, которая предоставила бы права личного почетного гражданства и свободного художника лицам, желающим посвятить себя исключительно музыке, было постоянною заботой дирекции общества Предоставлением этих прав мы значительно обязаны ходатайству нашей высокой покровительнице, которая оказала нам содействие и во многих других случаях”1. Необходимость в серьезных денежных затратах, связанных с расширением общества, требовала более значительной материальной поддержки нежели та, которую могла оказывать Великая княгиня и отдельные меценаты. В 1869 г. вся императорская фамилия взяла на себя покровительство над обществом, выделив на его содержание ежегодную правительственную субсидию в 15 тысяч рублей. С того времени общество стало называться “Императорское русское музыкальное общество”2.

Изменившееся наименование и аббревиатура ИРМО, как и роль императорской семьи в его поддержке, были полностью проигнорированы во всех книгах и учебниках советского времени. Везде говорилось просто о Русском музыкальном обществе (РМО), а участие в его деятельности членов императорской фамилии либо характеризовалось отрицательно, либо вообще не упоминалось. Вероятно, по этой причине в музыковедческой литературе советского времени отсутствовали исследования о роли РМО в культуре России. Возможность дать объективную информацию и оценку деятельности ИРМО появилась только в конце ХХ в. Первая попечительница руководила делами общества до своей кончины (1873). За это время отделения ИРМО были открыты в Москве (1860), Киеве(1861), Казани(1864), Харькове(1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове(1873). Работа отделений состояла в подготовке и проведении концертов (профессиональными и любительскими силами) и в организации музыкального образования. Все лучшие учебные заведения старой России существовали при ИРМО: музыкальные классы, училища, консерватории.

С 1873 г. президентом ИРМО стал Великий князь, второй сын Николая I, Константин Николаевич (1827–1892). В период его руководства обществом сформировались первые отделения ИРМО в Сибири; здесь лидировали западно-сибирские города: Омск (1876), Тобольск (1878), Томск (1879). Позднее долгое время делами общества руководила супруга Великого князя Константина Николаевича Великая княгиня Александра Иосифовна, урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская (1830–1911). В течение 1880–1890-х гг. в России было открыто более 20 отделений ИРМО. Они появились в Тамбове, Воронеже, Пензе, в южных городах: Астрахани, Екатеринославе (ныне Днепропетровск), Тифлисе (Тбилиси), Ростове-на-Дону, Одессе, Николаеве.

К участию в руководстве разрастающейся и приобретающей всероссийский характер музыкальной организации подключалось все большее число лиц царской фамилии. При Великой княгине Александре Иосифовне долгие годы функции вице-председателя исполнял ее сын, то есть внук Николая I — Великий князь Константин Константинович (1859–1915). Он был пианистом-любителем и известным поэтом, подписывавшим свои стихи инициалами К.Р.(К.Романов). На его тексты созданы, например, такие шедевры, как романсы П.Чайковского “Растворил я окно” и "Серенада" (“О, дитя”). Среди почетных членов общества в 1890–1900-е гг. были дочь первой председательницы Великая княгиня Екатерина Михайловна (1827–1894) и ее муж, герцог Георг-Август Мекленбург-Стрелицкий (1824–1876), а также один из сыновей Александра II Великий князь Сергей Александрович (московский генерал-губернатор, убитый эсером Каляевым в 1905 г.).

Деятельность членов императорской фамилии в обществе протекала в тесном сотрудничестве с выдающимися русскими музыкантами. Кроме А.Рубинштейна руководящие посты в ИРМО занимали его брат Н.Рубинштейн, возглавивший отделение и консерваторию в Москве, также П.Чайковский, С.Танеев, Э.Направник, В.Сафонов, А.Глазунов, М Ипполитов-Иванов, С.Рахманинов и другие. Отношения между музыкантами и попечителями общества не всегда были гладкими, однако в целом это не мешало расширению и совершенствованию деятельности ИРМО.

В конце 1880-х гг. А.Рубинштейн обращался с докладными записками к Великой княгине Александре Иосифовне и к императору Александру III с предложениями расширить число общедоступных концертов, более активно поддерживать отечественных композиторов, открыть новые консерватории и ввести всеобщее детское музыкальное образование. Огромные материальные расходы, которые потребовались бы для осуществления всех этих проектов, вынудили Александра III отклонить идеи А.Рубинштейна. Он им сочувствовал, “но остановился перед невозможностью больших затрат”3.

В начале XX столетия в России было уже более 50 отделений ИРМО, правда, большинство из них в европейской части страны (45 от общего числа). Особенно интенсивно число отделений ИРМО пополнялось за счет южнорусских городов: Екатеринодара (ныне Краснодара), Ставрополя, Житомира, Владикавказа, Баку, Ялты, Херсона и т.д. В некоторых прежних периферийных центрах музыкальной культуры произошло преобразование музыкальных классов в училища (первое такое учебное заведение открылось в Киеве в 1883 г.). Через 10 лет, в 1893 г., были созданы первые музыкальные классы ИРМО на территории Сибири, в университетском Томске. В 1901 г. отделение общества и музыкальные классы появились в губернском центре Восточной Сибири Иркутске. На Урале первое отделение ИРМО возникло в 1908 г. в Перми.

Во всех городах отделения ИРМО открывались по инициативе местных музыкантов и любителей музыки, причем на базе многолетнего существования собственных музыкальных кружков. Их реорганизация и превращение в подразделения всероссийской музыкально-общественной и образовательной системы ИРМО повышала официальный статус и профессиональный уровень провинциальных музыкальных объединений, а следовательно, общий уровень музыкальной культуры провинции.

В 1909 г. во всех отделениях ИРМО прошли торжественные мероприятия, посвященные 50-летию общества. Историк русской музыки Н.Финдейзен в специальном очерке, опубликованном к юбилею, особо отметил заслуги ИРМО в распространении творчества русских композиторов, в организации общедоступных концертов и в формировании собственного симфонического оркестра. Он назвал внушительную цифру симфонических и камерных концертов, проведенных Петербургским отделением ИРМО за 50 лет — более 9004.

В 1910 г., когда исполнилось 50 лет Московскому отделению ИРМО, в “Голосе Москвы” появилась юбилейная статья Л.Сабанеева (примечательно, что статья известного музыкального критика в том же году была перепечатана в тюменском журнале “Музыка гитариста”). По словам Л.Сабанеева, “на долю общества выпала задача первого сознательного приобщения Москвы к общей музыкальной культуре Это теперь Москва выдающийся музыкальный центр, город с широко развитой художественной жизнью, а было время, когда Москва стояла в смысле эстетической культуры ниже, чем нынешние глухие провинциальные города. Это необходимо иметь в виду при оценке того громадного значения, которое имело музыкальное общество на развитие в нашей столице художественных вкусов"5.

Развитие классического музыкального искусства и образования требовало все возрастающих капиталовложений. Средств, отпускаемых правительством на поддержание прежних и открытие новых отделений, не хватало. Здесь многое зависело от щедрости провинциальных меценатов и от культурно-созидательной политики местных Городских дум. В Екатеринбурге, например, определяющую роль в преобразовании местного музыкального кружка в отделение ИРМО сыграли пожертвования и хлопоты владельца Сысертских заводов Д.П.Соломирского. Он выкупил и подарил музыкантам города концертный зал И.Маклецкого (здание построено в 1900 г., ныне это старый корпус музыкального училища), обеспечил его музыкальными инструментами, мебелью и всем необходимым для занятий. Будучи близок к царскому двору, особенно к вдовствующей императрице Марии Федоровне, он лично способствовал принятию положительного решения об открытии в Екатеринбурге отделения ИРМО6.

В 1912 г., когда происходили эти события, во главе общества стояла внучка Великой княгини Елены Павловны, то есть дочь Екатерины Михайловны и герцога Георга-Августа Мекленбурга-Стрелицкого принцесса Елена Георгиевна (1857–1936). Заслугой ее брата герцога Георга Георгиевича Мекленбурга-Стрелицкого была организация прекрасного струнного квартета, носящего его имя и объездившего с концертами всю Россию, в том числе Урал и Сибирь. Расширение маршрутов и количества гастрольных поездок музыкантов по России также является результатом действия единой системы ИРМО, охватывающей всю страну7.

К 1917 г. почти в 60 российских городах работали отделения музыкального общества. При них существовали музыкальные классы, училища, консерватории (музыкальные вузы, кроме Петербурга и Москвы, возникли в Саратове, Киеве, Одессе, Харькове, Тбилиси). На Урале первенцем среднего музыкального образования стало училище в Екатеринбурге, открытое в 1916 г. на базе музыкальных классов при ИРМО. Местная пресса подробно оповещала читателей об этом радостном событии. Сначала газета “Зауральский край” поместила на своих страницах текст телеграммы из Петрограда от главной дирекции ИРМО председателю Екатеринбургского отделения Д.П.Соломирскому: “Согласно вашему сообщению главная дирекция не встречает препятствий к преобразованию ныне же музыкальных классов в училище”8. Затем в двух номерах газеты под заглавием “Праздник музыкального общества” рассказывалось о самом торжестве и, в частности, о том, как под председательством Д.Л.Соломирского “состоялся акт, в начале которого был оглашен ряд приветственных телеграмм первая из них от Августейшей председательницы ИРМО принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской с пожеланием музыкальному училищу успешного развития и процветания”9. Членами дирекции Екатеринбургского отделения оглашались также поздравления от Томского, Рижского, Воронежского, Киевского, Тобольского отделений ИРМО10.

Открытое в сложный период Первой мировой войны, накануне революционных событий и тяжелых лет Гражданской войны, Екатеринбургское музыкальное училище сумело выжить и сыграть основополагающую роль в укреплении и развитии музыкальной культуры и образования на Среднем Урале. Это только один из убедительных примеров, свидетельствующий о перспективности деятельности ИРМО на поприще трудной, требующей многолетних и бескорыстных усилий работе по эстетическому музыкальному воспитанию общества. Более полувека эту благородную задачу выполняло в России ИРМО, заложившее прочные основы музыкальной культуры и образования. Именно на этой базе были достигнуты дальнейшие успехи нашего государства в расширении и развитии всех областей музыкального искусства и культуры.

 

Примечания

1 Гражданское звание свободного художника, о котором говорит А.Рубинштейн, до открытия консерваторий имели выпускники Академии художеств. С появлением музыкальных вузов в России их выпускники тоже стали получать почетное звание свободного художника. См.: Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. М.,1983 .С53.

2 "Великая княгиня Елена Павловна на первых же порах пожаловала обществу 1000 руб. Покойный Государь Император (имеется в виду Александр II Л.Ш.) приказал отпускать в пользу общества из сумм кабинета Его Величества ежегодно 500 руб. Покойная Государыня Императрица Мария Александровна пожаловала в дар обществу 150 руб. в год… Покровительница общества Великая княгиня Елена Павловна скончалась девятого сентября 1873 г. Именно она исходатайствовала для общества ежегодное пособие от правительства в 15 тысяч рублей". (См.: Краткий исторический обзор деятельности ИРМО / Русский музыкальный вестник. Петербург.1888. № 31, 33–35).

3 Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. М.,1983. С.20.

4 Финдейзен Н.Ф. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения ИРМО (1859–1909). СПб.,1909. С.102,109.

5 Сабанеев Л. Русское музыкальное общество // Музыка гитариста. Тюмень, 1910. № 11–12. С.118–119.

6 Отчет Екатеринбургского отделения ИРМО за 1912–1913 гг. (Год первый). Екатеринбург, 1913. С.3–4.

7 Мужем Елены Георгиевны был принц Альберт Саксен-Альтенбургский. (См. об этом: Назаров М. Кто наследник российского престола? // Русская идея. М., 1998. С.214.). Просматриваются очевидные наследственные связи между разными поколениями той ветви царской семьи, которая опекала ИРМО. Заметное преобладание среди них представителей немецких княжеских родов подтверждает воздействие на идею образования и деятельности ИРМО старинных традиций и форм организации музыкально-общественной жизни в Германии.

8 Зауральский край. № 223. 1916. 16 окт.

9 Зауральский край. № 231. 1916.18 окт.

10 Зауральский край. № 232. 1916.20 окт.