П.А.Саенко

(Екатеринбург)

 

Романовы и военно-морская политика России

в ХVII–ХIХ вв.

 

Военно-морская мощь государства зависит от различных факторов: географического положения страны, природных ресурсов, размеров территории, численности населения, характера народа и других. Но, пожалуй, в наибольшей степени на нее влияет политическая власть, ее способность видеть в морской мощи государства не только одну из составляющих оборонного потенциала страны, но и важное средство внешней политики.

Представители династии Романовых хорошо осознавали важность для России наличия мощного военно-морского флота, внесли весомый вклад в его создание и развитие в период ХVIII–ХIХ вв.

Если Петр I стал создателем регулярного флота России (гребно-парусного), то великий князь Константин Николаевич стоял у истоков создания парового броненосного флота страны. Великий князь Алексей Михайлович способствовал развитию авиации. Николай II по докладу начальника Морского Генерального штаба контр-адмирала Л.А.Брусилова своей властью разрешил (до утверждения правительством новой судостроительной программы) заложить в 1909 г. на верфях Петербурга 4 новых линкора типа “Севастополь”, предназначенных для усиления Балтийского флота. Кстати, одним из наиболее активных разработчиков этой кораблестроительной программы был капитан II ранга А.В.Колчак,1 будущий адмирал, исследователь полярных морей и активный участник Гражданской войны. В годы Второй мировой войны Андрей, Михаил и Дмитрий Романовы служили в Британском флоте, участвовали в ряде морских сражений, а также в проводке союзных конвоев в Советский Союз. Правда и то, что к Цусимской трагедии Романовы тоже имели самое непосредственное отношение. Петр I прекрасно понимал, что без выхода к морю, без морских связей с внешним миром Россия не может стать великой державой. 20 октября 1696 г. Боярская дума по его предложению постановила: “Морским судам быть”. С этой даты начинается летоисчисление регулярного военно-морского флота нашей страны2.

Зарождение и развитие военно-морского флота значительно повысило его роль не только в составе вооруженных сил страны, но и в ее внешней политике. К концу XVIII — началу XIX вв. флот вышел за пределы Черного и Балтийского морей, осуществил ряд крупных военно-морских экспедиций в Средиземном море.

К середине XIX в. парусный флот России участвовал в многочисленных войнах, одержал 26 побед и не испытал ни одного поражения.

Тяжелым испытанием для флота явилась Крымская война (1853–1856 гг.). Поражение России было обусловлено ее экономической и технической отсталостью, привело ее к потере Черноморского флота. Вместе с тем война убедительно доказала превосходство паровых кораблей над парусными, выдвинула вопрос о развитии новой тактики.

В 1857 г. царское правительство приняло программу строительства современного парового флота, и, хотя она не полностью была выполнена, к 1863 г. было построено 26 винтовых кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 7 фрегатов, 6 корветов, 7 клиперов3. Именно Александру II принадлежит заслуга не только в создании этого флота, но и в первом в истории России применении военно-морской мощи государства как средства достижения внешнеполитических целей. Иными словами, именно в XIX в. впервые Россия использует “дипломатико канолерок”. Речь идет о посылке 2-х российских эскадр в североамериканские порты в разгар Гражданской войны между Севером и Югом. Известный военный историк, автор работ по проблемам флота П.И.Белавенец отмечал, что это внезапное появление двух сильных русских эскадр в портах Американских штатов, лежавших в двух океанах произвело тем более сильное впечатление, что оно было совершенно неожиданно.

Действительно, в первый раз с основания русского флота часть его показалась в дальних морях в ту минуту, когда готовившийся союз двух сильнейших морских держав угрожал нам нападением на наши собственные берега. В этот период русский флот вполне оправдал возлагавшуюся на него надежду и, безусловно, оказал большую службу родине4.

Вторая половина 1863 г. ознаменовалась для США ожесточенными боями между армиями Севера и Юга. Положение было исключительно серьезным еще и потому, что Англия и Франция открыто вели приготовление к признанию Штатов Южной Конфедерации, открытой поддержке Юга. Судьба правительства президента А.Линкольна висела на волоске. Именно в этот момент без предупреждения Атлантическая эскадра Императорского Российского флота под командой контр-адмирала С.Лесовского вошла в порт Нью-Йорка (24 сентября 1963 г.), а Тихоокеанская эскадра под командой контр-адмирала А.Попова вошла в бухту Сан-Франциско (6 октября 1963 г.).

Приход русских военных кораблей к берегам Америки несомненно оказал влияние на исход братоубийственной войны в США. Крейсеры конфедератов, построенные и вооруженные в Англии, перестали препятствовать торговле и рыболовству США, подвозу необходимых грузов и пополнению армии Севера5. Скрывая свою принадлежность, пираты зачастую осуществляли набеги под Андреевским флагом.

Была сорвана попытка англо-французской эскадры высадить десант в помощь южанам.

Попыткам Англии и Франции раздробить Россию, используя для этого начавшееся 22 января 1863 г. Польское восстание, был положен конец. Военная энциклопедия в 1911 г. сообщала по поводу посещения Америки русскими эскадрами: “Император Александр II остановился на смелой мысли, внушенной ему управляющим Морским Министерством адмиралом Н.Краббе: разрешить польский вопрос в его международном значении так, как это требовало достоинство России, то есть принудить державы немедленно отказаться от вмешательства в русские дела, возложить эту задачу на русский флот и решить ее у берегов Америки”.

Семена дружественных отношений между Россией и США зародились задолго до Гражданской войны. Именно американский консул в Гонолулу предупредил русских о неминуемом нападении англо-французских кораблей на Петропавловск-Камчатский. Это позволило защитникам подготовиться и дать должный отпор. Именно с этих событий становится известным в России славное имя “Аврора”русского корабля, активного защитника камчатских берегов.

В ознаменование героической обороны один из городов Калифорнии был назван Севастополем, а американские инженеры поднимали затопленные русские корабли в главной базе Черноморского флота.

В 1856 г. император Александр II уведомил правительство США, что в случае войны Америки с третьей державой ее военные корабли могут пользоваться русскими портами.

В августе 1862 г. русское правительство официально заявило, что Россия питает симпатии к Соединенным Штатам, считает их благосостояние необходимым для общего равновесия в мире, что может быть достигнуто их единством6.

Сотни русских добровольцев с оружием в руках сражались в рядах армии США. Так, офицер Струве принимал участие в боях вблизи Вашингтона.

Командир Иллинойской бригады генерал И.Турчин (бывший полковник Генерального штаба) штурмовал Миссионерские высоты в районе города Гатануги. Внезапная атака позволила захватить позиции конфедератов. Вся артиллерия южан, обозы и знамена достались северянам. Таким образом, приход русских эскадр в Нью-Йорк и Сан-Франциско лишь на первый взгляд явление неожиданное. Американские газеты по поводу их прихода писали: "Стройные и прекрасно вооруженные корабли под Андреевским флагомзалог дружбы".

Жена президента А. Линкольна посетила корабль “Ослябя”, русские делегации, посол России в Америке барон Стакль были приняты президентом США и в Конгрессе. Капитан I ранга Бутаков побывал на фронте в расположении армии генерала Мида. Около сотни русских комендоров (морских артиллеристов) остались в США и воевали на стороне северян. Восторженные приемы чередовались один за другим. А когда в деревянном в ту пору Сан-Франциско возник пожар, русские моряки приняли активное участие в его тушении.

Многие из русских военных моряков, побывавших тогда в Америке, стали известными в России людьми. Кадет К.М.Станюкович стал писателем, кадет С.О.Макаровфлотоводцем и ученым. Лейтенант Авелан в конце века стал морским министром, а мичман И.Н.Дурновоминистром внутренних дел. Таким образом, XIX в. являет нам примеры бережного отношения к опытным флотским офицерам. И в этом тоже внимание Романовых к военно-морскому флоту России.

Именно в правление Александра II флот России впервые был использован как средство решения внешнеполитических задач.

 

Примечания

1 Неизвестный Колчак. М., 1992. С.50.

2 См.: Устрелов Н. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т.II. С.397–401.

3 Золотарев В.А., Козлов И.А. Флотоводцы России. М., 1998. С.8.

4 Белавец П.И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России. СПб., 1900.

5 Вина Англии в уничтожении 65 судов Американского торгового флота была доказана международным трибуналом в 1871 г. Англия уплатила 15,2 млн. долларов в возмещение убытков США.

6 Journal de Sankt-Peterburg. 1862. 6 авг.