Обретение, осмотр и торжественное открытие мощей Алапаевских преподобномучениц — великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары

07.03.2021

 

Автор: протоиерей Серафим Ган

Освидетельствование мощей преподобномучениц Алапаевских в 1981 г.

В 1981 г. в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) совершилось прославление многочисленного сонма святых новомучеников и исповедников Российских. В их числе были канонизированы и преподобномученицы Алапаевские — великая княгиня Елизавета Федоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева), замученные 5/18 июля 1918 г. Как известно, останки их были перевезены через Китай в Иерусалим и помещены в особо устроенной крипте «Царского» храма женской обители в честь равноапостольной Марии Магдалины в Русской Гефсимании.

Готовясь к совершению канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Синод РПЦЗ на своем заседании 29 октября 1980 г. поручил тогдашнему начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонию (Граббе) [1] вместе с небольшой группой братии миссии провести освидетельствование останков Алапаевских мучениц, составив протокол о состоянии мощей и приложив к нему фотографии.

При вскрытии гробниц, произошедшем в дни Архиерейского Собора, открывшегося 5/18 октября 1981 г., было обнаружено, что обе новомученицы были похоронены каждая в пяти гробах: наружный — дубовый, в нём — цинковый, затем — еще один цинковый, потом — деревянный и последний, в котором покоились святые мощи, — металлический. На одном из цинковых гробов и на внутреннем деревянном сохранились надписи, на одной из которых можно было разобрать следующие слова: «Тело убиенной бандитами советской власти великой княгини Елизаветы Феодоровны…»[2]. Когда был открыт металлический гроб с останками великой княгини, присутствовавшие, по словам архимандрита Антония, первым делом заметили «аромат с сильным запахом как бы меда и жасмина одновременно»[3]. Благоухание не исчезло и после того, как крипта под храмом была хорошо проветрена, из чего участники освидетельствования мощей заключили, что источником аромата явился не воздух в гробах, а сами останки, источавшие благовонное миро. Об этом свидетельствовало состояние одеяний страстотерпиц, пропитанных благоуханной жидкостью. Позже, когда выделенные для Знаменского собора в Нью-Йорке части святых мощей находились уже в мощевиках, внутренняя поверхность стекла в последних покрылась влагой, а ковчеги — благоухали.

Интересно отметить, что на груди преподобномученицы Елизаветы был найден параманный крест, что свидетельствует о том, что она при жизни приняла монашеский постриг. Священноначалие РПЦЗ и участники освидетельствования мощей святых мучениц тогда заключили, что, скорее всего, великая княгиня приняла монашество от рук первомученика митрополита Киевского Владимира (Богоявленского)[4].

Архимандрит Антоний и братия, совершив освидетельствование мощей обеих мучениц, сохранившихся в частично нетленном состоянии, отделили правую руку преподобномученицы Елизаветы Федоровны и косточку от мощей инокини Варвары. После освидетельствования мощей начальник миссии связался с тогдашним Патриархом Иерусалимским Диодором[5], который, как только узнал, что в Гефсимании совершилось такое историческое событие, немедленно направился туда. Блаженнейший Патриарх приложился к мощам, осмотрел их и сказал, что Алапаевские мученики — это великие святые не только Русской, но и всей Православной Церкви. Он выразил надежду, что по ходатайствам этих святых совершится возрождение России и всей Русской Православной Церкви[6].

Десница великой княгини Елизаветы Федоровны и часть мощей инокини Варвары были затем доставлены в Нью-Йорк в Синодальную резиденцию Первоиерарха РПЦЗ. В то самое время там работал Архиерейский Собор. Весь Собор архиереев в мантиях и малых архиерейских облачениях, с пением «Святии мученицы…», крестным ходом встретил эти святыни у входа в Синодальную резиденцию. Привезенные святыни были помещены в нижнем храме в честь преподобного Сергия Радонежского. После заупокойной литии митрополит Филарет[7] обратился к собравшимся иерархам со словом проповеди.

Перед завершением работы Архиерейского Собора архимандрит Антоний сделал устный доклад о положении дел в Духовной Миссии РПЦЗ в Иерусалиме, подробно сообщив о вскрытии гробниц святых мучениц и о благожелательном отношении к РПЦЗ со стороны Блаженнейшего Патриарха Диодора. Интересно отметить, что Патриарх Диодор, вернувшись на Святую Землю после своего официального визита в СССР, вызвал архимандрита Антония и рассказал ему о своей поездке, во время которой Его Блаженство везде и всюду говорил о предстоящей канонизации новомучеников, выражая пожелание, чтобы «воскресла Святая Русь»[8]. Патриарх Диодор просил передать свое братское приветствие Архиерейскому Собору РПЦЗ с пожеланиями единения и любви в духе истинного православия.

Торжества прославления начались в субботу вечером 31 октября 1981 г., с последней панихиды по новомученикам и исповедникам в Знаменском соборе в Нью-Йорке. Многие из прославляемых поминались поименно на каждой ектении. А большая праздничная икона новомучеников, написанная известным иконописцем русского зарубежья архимандритом Киприаном (Пыжовым)[9] была запечатана и лежала на аналое на середине соборного храма. Запечатаны были и ковчеги с мощами преподобномучениц Алапаевских. После пения «Хвалите имя Господне» митрополит Филарет распечатал сначала икону, а потом открыл ковчеги с мощами преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. И весь Собор архиереев, и всё духовенство впервые в истории спели величание святым новомученикам и исповедникам ХХ века.[10]

«Возглашается “вечная память”, — вспоминает протоиерей Александр Киселев.[11]., — пение которой стремительно, как огонь, охватывает весь храм, и вся тысячная толпа молящихся вторит хорам и духовенству — так, что кажется, что поют сами стены храма… Панихида закончена. Начинается всенощная. В алтаре, кажется, еще более тесно, чем в самом храме. На отдельные моменты богослужения из алтаря выходит не всё служащее духовенство, а лишь часть, т. к. стать в нужном порядке, выйти из алтаря, вернуться в него — всё это при тесноте очень затруднительно. Всё духовенство вышло только на полиелей, который состоял из открытия ковчежцев с мощами святых мучениц — великой княгини Елизаветы Феодоровны и послушницы Варвары, и снятии пелены с новой иконы новомучеников и исповедников — благодатных молитвенников за род наш. Я стоял по старшинству четвертым священником с правой стороны, т. е. у самих мощей и иконы; но и я из-за спин митрополита, протодиакона и прочих — не мог увидеть, как вынимались святые мощи мучениц. Что же тогда могли увидеть стоящие в отдалении? Ровно ничего. Как же они тогда выстаивали 6–7 часов подряд, сдавленные в толпе? Елеопомазание с прикладыванием верующих к мощам и иконе закончилось в 12 часов ночи. Конечно, люди не просто стояли, а молились. Конечно, они хотели дождаться возможности приложиться к святыням».[12].

В воскресенье, 1 ноября 1981 г., в торжественном богослужении, которое совершали все члены Архиерейского Собора во главе с митрополитом Филаретом в сослужении около 100 священников и диаконов, участвовало около 2000 русских эмигрантов, присутствовали представители других Церквей, Императорской Фамилии и американской прессы. Служба завершилась словом митрополита Филарета и полным молебном новопрославленным святым с крестным ходом вокруг квартала. В начале трапезы, устроенной на тысячу человек в специально нанятом помещении, участники торжеств встретили Курско-Коренную икону Божией Матери и новый образ святых новомучеников, которые были установлены на возвышениях. По благословении трапезы читались Деяние о прославлении святых, Послание Архиерейского Собора и описание расстрела священномученика Владимира. Трапеза завершилась словами архиепископов Виталия (Устинова) и Антония (Бартошевича). Первый назвал торжества прославления небом на земле и состоянием души, когда у человека возникает горячее желание подражать ревности святых в условиях своей собственной жизни, а последний сказал, что деяние Архиерейского Собора, несомненно, укрепит современных исповедников, нуждающихся в теплом предстательстве новопрославленных мучеников и поддержке своих собратьев[13].

Торжества перенесения мощей святых преподобномучениц Алапаевских из крипты в «Царский» храм Русской Гефсимании

Определением Архиерейского Собора 1981 г. торжества прославления новомучеников продолжились перенесением мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары из усыпальницы в соборный «Царский» храм русского женского монастыря в Гефсимании.

В преддверии этого исключительной важности празднества, состоявшегося после Пасхи в 1982 г., митрополит Филарет направил письмо Блаженнейшему Патриарху Диодору следующего содержания: «С большой духовной радостью сообщаю Вашему Блаженству, что в Неделю Жен Мироносиц мы имеем в виду перенести мощи святых мучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары из крипты в Гефсиманской обители в храм святой Марии Магдалины той же обители.

Мощи этих святых мучениц — единственные доступные для поклонения верующих из числа многих миллионов мучеников за веру в России с 1917 г. В их лице мы воздаем почитание и всем этим бесчисленным жертвам безбожия.

…Всякое участие в торжестве, какое Ваше Блаженство сами соблаговолили бы принять в той или иной форме по Вашему усмотрению, было бы нами принято с радостью и благодарностью»[14].

Архиерейский Синод направил в Иерусалим делегацию, в которую вошли: архиепископы Антоний (Синкевич)[15], Павел (Павлов)[16], Лавр (Шкурла)[17] и епископ Григорий (Граббе)[18] с их спутниками. В тронном зале Иерусалимской Патриархии архипастыри РПЦЗ были приняты несколькими членами Священного Синода во главе с Блаженнейшим Патриархом Диодором, в своем приветствии сказавшим: «Ваше прибытие сюда свято, как свято и дело канонизации святых новомучеников, ибо и то, и другое касается людей, претерпевших мучения за Православие»[19]. Далее Блаженнейший Патриарх, обратив внимание на то, что РПЦЗ по различным причинам находится вне пределов своей Родины, сказал, что «Иерусалимский Патриархат, который является Матерью Церквей, со скорбью смотрит на разделения внутри Церкви и никогда не вмешивается в проблемы другой Поместной Церкви. И поскольку все Православные Церкви в своей совокупности принимают, как каноническую, Русскую Православную Церковь, находящуюся в России, мы следуем примеру этих Церквей, при этом не презирая наших братьев, оказавшихся на чужбине»[20]. В конце своей речи Блаженнейший Диодор объявил, что Иерусалимская Церковь не может оставаться равнодушной к событию перенесения мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары, в связи с чем было принято решение о направлении особой делегации Священного Синода во главе с митрополитом Петрским Германом. Блаженнейший Патриарх Диодор подчеркнул, что этим официальным актом Иерусалимская Церковь признала каноничность прославления новомучеников, и пожелал, чтобы «кровь мучеников, которая была пролита, была бы доброй водой, обильно орошающей древо Православия; чтобы молитвами всех святых новомучеников укреплялись мы в единении и истине»[21].

К торжествам перенесения святых мощей в Русской Гефсимании уже было зарегистрировано шесть случаев чудесной помощи по молитвам преподобномучениц, один из которых произошел в самый день их прославления в Нью-Йорке. Их гробы были установлены в усыпальнице под монастырским храмом на подставках из розового мрамора. Отсюда мощи преподобномучениц были перенесены в субботу 1 мая 1982 г., накануне Недели святых жен-мироносиц, во время праздничной литии всенощного бдения, совершавшейся с крестным ходом вокруг соборного храма обители. Крестный ход останавливался четыре раза с четырех сторон храма, потом обе гробницы были внесены духовенством в церковь и поставлены посередине на постаменты. Торжества завершились Божественной литургией в воскресенье 2 мая, совершённой вышеупомянутыми архипастырями РПЦЗ в Гефсиманской обители, в присутствии высокой делегации от Иерусалимской Церкви, при большом стечении богомольцев со всего мира[22].

Несмотря на то, что великая княгиня была родственницей Английскому Королевскому Дому, которому было передано официальное приглашение на торжества через британского посла, ни одного представителя от Великобритании не было. Однако в тот же день вечером монастырь посетила дочь убитого террористами в Ирландии лорда Маунтбаттена, внучатая племянница преподобномученицы Елизаветы, благоговейно поклонившаяся ее мощам[23].

Переложение мощей преподобномучениц
Алапаевских в мраморные раки

На вышеуказанных торжествах гробницы с мощами новомучениц не были открыты для поклонения присутствовавших. Причиной этого явилась необходимость переоблачить мощи и переложить их в специально изготовленные раки. Кроме того, одеяния святых настолько пристали к ткани их останков, что потребовалась бы очень сложная и благоговейная работа по отделению полуистлевших одежд от ткани. К началу 1990 г., при начальнике Миссии архимандрите Алексии (Розентуле)[24], назначенном на эту должность в 1987 г., были собраны средства на сооружение благолепных мраморных рак, изготовленных местными мастерами. Тогда и было принято решение об очищении, омовении и переложении мощей святых преподобномучениц. 1/14 января 1990 г., в канун дня преставления преподобного Серафима Саровского, гробницы были поставлены на середину «Царского» храма.

За торжественным вечерним богослужением отправлялись службы предпразднства Крещения Господня, преподобному и Царственным страстотерпцам. На Великое славословие духовенство Миссии во главе с начальником вышло на середину храма. Совершив троекратное каждение вокруг гробниц, архимандрит Алексий на «Святый Боже» снял крышки с гробов и покрывала с останков до пояса, что вызвало благоговейный трепет у всех присутствовавших, впервые увидевших мощи великих страдалиц. Духовенство, монашествующие и паломники приложились к мощам, а затем направились на трапезу, за которой читалось посвященное великой княгине Слово архиепископа Анастасия (Грибановского)[25], произнесенное в Гефсимании в 1925 г.

На следующий день игуменией Спасо-Вознесенской обители на Елеоне Варварой (Эповой)[26] и игуменией русского женского монастыря в Гефсимании Анной (Карыповой)[27], в присутствии архимандрита Алексия, произведена работа по очищению, омовению и переложению святых мощей великой княгини Елизаветы Федоровны. Судя по протоколу, подписанному участниками этого события, святая была похоронена в монашеской одежде. В гробнице были найдены две нательные иконки и деревянный ручной крест. От мощей остались твердые кости светло-коричневого цвета, только ноги новомученицы были покрыты высохшей кожей. Вместе с тонким благоуханием ощущался кислотный запах. «Впечатление от мощей великой княгини Елизаветы Федоровны, — свидетельствуют участники, — совершенно особое. Они носят явные следы тяжело пострадавшего человека. Кроме того, череп, на котором видны следы апостольника, лежит со своим, обычным для Елизаветы Федоровны, уклоном головы, и от остатка глаз уловим ее характерный грустно-задумчивый взор»[28]. Десница, отделенная перед прославлением, отсутствовала. А левая часть грудной клетки, как и левая рука ниже локтя, раздроблена, по всей вероятности, архимандритом Антонием в 1981 г., с целью использования их для антиминсов[29].

По их очищении и омовении мощи святой были облачены в новые одежды, сшитые по уставу Марфо-Мариинской обители. Затем останки были переложены в дубовый гроб, сделанный из крышки гроба, в котором останки были привезены на Святую Землю.

На следующий день вышеупомянутые начальник и игумении совершили очищение, омовение и переоблачение мощей преподобномученицы Варвары, от которых остались кости, частично покрытые высохшей кожей. Как предположили участники, у новомученицы была переломана шея, вероятно, при падении в шахту. На черепе сохранились длинные волосы русого цвета. Под венчиком сохранились брови и веки. Зубы оказались в хорошем состоянии, кроме трех передних, очевидно, выбитых при падении. Десница ниже локтя отсутствовала, что неудивительно, так как она была взята архимандритом Антонием в 1981 г. В сжатой левой руке найдена металлическая иконочка на ленте[30].

Останки преподобномученицы Варвары были омыты, переоблачены в новые одежды и положены в новый гроб, сделанный из крышки наружного гроба и обшитый красным бархатом. Всё содержимое обоих гробов было аккуратно сложено в шкатулки и оставлено в гробницах. Затем мощи преподобномучениц были покрыты платом, вышитым золотом, а их лики — воздухом.

9/22 января 1990 г., в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, архимандрит Алексий в присутствии игумении и сестер Гефсиманской обители совершил освящение новой мраморной раки. Затем, при пении величания великой княгине Елизавете Федоровне, из алтаря была вынесена гробница с ее мощами и опущена в новую раку, поныне пребывающую с правой стороны соборного храма обители. 11/24 января, в день памяти преподобного Феодосия Великого, подобным же чином было совершено и переложение мощей преподобномученицы Варвары, почивающей с левой стороны храма[31].

Заключение

Несомненно, торжественное открытие и прославление мощей преподобномучениц Алапаевских в 1982 г. в Русской Гефсимании способствовали возрастанию почитания новомучеников не только в среде РПЦЗ, но и в других Церквах, несмотря на разделения, существовавшие в то время. Ведь этим сокровищам Русской Церкви поклонялись многочисленные прихожане Иерусалимского Патриархата, Экзархата русских церквей в Западной Европе и других православных юрисдикций, имевшие возможность приезжать на Святую Землю. Более широкому распространению этого почитания способствовало и признание прославления новомучеников, совершённого РПЦЗ, Блаженнейшим Патриархом Диодором и Священным Синодом Иерусалимской Церкви.

Можно полагать, что вышеописанные события послужили и общецерковному прославлению этих живопогребенных жертв Богу, своими страданиями освятивших не только мрачную шахту в Алапаевске, из которой слышалось пение, продолжающееся ныне на небесах, но и свой посмертный путь к Голгофе, с ним же и всю вселенную.

Публикация из сборника международной конференции Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті : матеріали Міжнар. наук. конф. (К., 6–7 лютого 2020 р.) / упоряд. С. В. Шумило. — К.: Видавничий відділ УПЦ, 2020. С. 68-78.

Примечания

Примечания
↑1 Архимандрит Антоний (в миру Алексей Георгиевич Граббе) родился 22 июня 1926 г. в Белграде. Сын графа Юрия Павловича Граббе, будущего епископа Григория, многолетнего правителя дел канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1948 г. пострижен в монашество в обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене. В 1949 г. рукоположен во иеромонаха в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. В 1968 г. назначен начальником Духовной Миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме. В 1986 г. лишен священного сана «за безответственную растрату церковных средств, отсутствие отчетности в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, нарушение законов об управлении чужим имуществом и соблазнительный образ жизни в нравственном отношении», после чего ушел в раскол. В 2005 г. умер «епископом» на покое в юрисдикции «Российской Православной Автономной Церкви» (по материалам: http://www.zarubezhje.narod.ru).
↑2, ↑3, ↑4 В. С. О святых мощах преподобномучениц великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары // Православная Русь. 1981. № 20. С. 2.
↑5 Патриарх Диодóр (греч. Πατριάρχης ∆ιόδωρος; в миру Дамианóс Кари´валис, греч. ∆αμιανός Γ. Καρίβαλης; 14 августа 1923, Хиос, Греция — 19 декабря 2000, Иерусалим) — архиерей Иерусалимской Православной Церкви; с 1 марта 1981 г. — 139-й Патриарх Иерусалимский и всея Палестины.
↑6 О святых мощах… С. 2.
↑7 Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский) родился 22 марта 1903 г. в Курске. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец Николай Федорович, впоследствии принявший монашество с именем Димитрий, был протоиереем, затем архиепископом. Семья Вознесенских в 1909 г. переехала в Благовещенск-на-Амуре, где Георгий в 1920 г. окончил восьмиклассную гимназию. Переехав с семьей в Харбин, поступил в Русско-Китайский Политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 г. В 1930 г. — диакон. В 1931 г. окончил пастырско-богословские курсы при Институте равноапостольного Владимира. В том же году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1933 г. возведен в сан игумена, а в 1937 г. — архимандрита. В 1962 г. принят в клир Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ. В 1963 г. хиротонисан во епископа Брисбенского, викария Австралийско-Новозеландской епархии. В 1964 г., будучи викарием и самым младшим по хиротонии из заграничных иерархов, был избран Первоиерархом РПЦЗ. В его первоиераршество, в сентябре 1974 г., был проведен III Всезарубежный Собор; прославлен ряд святых, в частности праведный Иоанн Кронштадтский (1964) и новомученики и исповедники Российские (1981). Скончался 21 ноября 1985 г. в Нью-Йорке (по материалам: http://www.zarubezhje.narod.ru).
↑8 Протокол №5 Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви 1981 г. С. 3. // Архив Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (ААСРЗЦ) в Нью-Йорке
↑9 Архимандрит Киприан, в миру Кирилл Пыжов, родился 7 января 1904 г. в Санкт-Петербурге. Детство и юность прошли в г. Бежецке Тверской губернии. После революции отец служил в г. Щигры Курской губернии. Во время гражданской войны Щигры были заняты Добровольческой армией, и отец с Кириллом отправились в Крым, где Кирилл в возрасте пятнадцати лет был принят в Белую армию. Вместе с Белой армией отступал до Симферополя и эвакуировался в Константинополь, затем в Галлиполи и, наконец, в Болгарию. Здесь окончил Александровское военное училище. Позднее жил в Париже, учился в школе живописи. Переехав в Ниццу, стал учеником матушки Тамары Александровны Ельчаниновой, преподавшей ему первые уроки иконописи. До этого Кирилл был светским художником, расписавшим в Париже один из ресторанов Монмартра и создавшим декорации для фильма «Дон Кихот», в котором играл Ф. И. Шаляпин. Вдохновившись иконописью, стал проповедником строго православного церковного искусства. Узнав в 1932 г. о Братстве преподобного Иова Почаевского в селе Ладомирове в Закарпатской Руси, решил отправиться туда и там трудиться. Расписал монастырский храм. В 1933 г. был пострижен в рясофор и наречен Киприаном. В 1938 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1940 г. — во иеромонаха. Вместе с братией переехал в США, в Свято-Троицкий монастырь в г. Джорданвилль (шт. Нью-Йорк, США), в РПЦЗ. В 1950 г. была окончена постройка каменного собора, который о. Киприан расписал со своим учеником Алипием (Гамановичем), впоследствии архиепископом Чикагским и Средне-Американским. Преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле в 1950–1980 гг.. Отец Киприан стал основателем джорданвилльской иконописной школы, и его нередко именовали «иконописцем всего зарубежья». Скончался 20 марта / 2 апреля 2001 г. Погребен в усыпальнице за алтарем главного монастырского собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (по материалам: http://www.zarubezhje.narod.ru).
↑10 Киселев А. А., протопресв. Как происходило прославление новомучеников Российских // Православная Русь. 1981. № 21. С. 5.
↑11 Протопресвитер Александр Николаевич Киселев (7 октября 1909 г., имение Каменка, близ Осташкова, Тверская губерния — 2 октября 2001 г., Москва) — православный священник, в разное время был клириком Эстонской Православной Церкви, Северо-Американской митрополии и РПЦЗ. Служил при храме Русской освободительной армии (РОА). В 1950 г. основал Серафимовский фонд, занимавшийся собиранием и сохранением русского культурного наследия. С 1951 г. — основатель и настоятель храма в Нью-Йорке на западной стороне Манхэттена. В 1970 г. перешел в юрисдикцию РПЦЗ, где был возведен в сан протопресвитера. С 1978 г. — председатель Комиссии РПЦЗ по проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. В том же году основал журнал «Русское возрождение». По словам его внука протоиерея Петра Холодного, в 1980-е гг. его нью-йоркский дом был «местом тайных встреч» иерархов РПЦЗ и Московского Патриархата. В 1991 г. покинул РПЦЗ и вернулся в Россию. Умер 3 октября 2001 г. Похоронен в Донском монастыре г. Москвы.
↑12 Киселев А. А. Цит. соч. С. 6.
↑13 Киселев А. А. Цит. соч. С. 9.
↑14 Письмо митрополита Филарета (Вознесенского) Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому и всея Палестины Диодору от 27 марта / 9 апреля 1982 г. // ААСРЗЦ в Нью-Йорке.
↑15 Архиепископ Антоний (в миру Александр Федорович Синкевич) родился в 1903 г. в Киеве, в семье священника. В 1920 г. эмигрировал из Крыма в Сербию. Здесь он закончил русскую кадетскую школу, изучал медицину в Белградском университете, но вскоре перешел на богословский факультет, где обучался с 1926 по 1930 г. Поступил послушником в монастырь Мильково (1928). Пострижен в монашество митр. Антонием (Храповицким). В 1930 г. — иеродиакон, а в 1931 г. — иеромонах. С 1933 по 1951 г. — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В 1951 г. хиротонисан во епископа Лос-Анджелесского, викария Западно-Американской епархии (РПЦЗ). С 1962 г. — правящий архиерей самостоятельной Южно-Калифорнийской епархии РПЦЗ. Постоянный член Архиерейского Синода. Духовник великого князя Владимира Кирилловича Романова. Скончался 31 июля 1996 г. в г. Лос-Анджелесе (по материалам: http://www.zarubezhje.narod.ru).
↑16 Архиепископ Павел, в миру Михаил Александрович Павлов (16 ноября 1927 г., Варшава — 15 февраля 1995 г., Ново-Дивеевский женский монастырь, штат Нью-Йорк) — архиерей РПЦЗ. В 1967 г. хиротонисан во епископа Штутгартского. С конца 1980 г. — епископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский. Прибыл в Австралию 30 января 1981 г. Проживал в Сиднее. При архиепископе Павле шло интенсивное строительство храмов. Большое внимание уделял деятельности русских церковных школ, сам занимал пост директора Александро-Невской школы в Сиднее. Под его руководством была произведена подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси в Сиднее. Главным моментом празднования 1000-летия Крещения Руси архиепископ Павел считал освящение нового Иоанно-Предтеченского храма в Канберре. В 1992 г. определен на покой по болезни. Погребен в монастыре «Ново-Дивеево» под Нью-Йорком (по материалам: http://www.zarubezhje.narod.ru).
↑17 Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 г. в Ладомирово (Чехословакия). В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, основанного иноками Почаевской лавры, а в 1944 г. стал послушником монастыря. В 1946 г. эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль (США), где в 1930 г. был основан новый Свято-Троицкий монастырь. В 1947 г. пострижен в рясофор, а 19 марта 1948 г. — в мантию. Постриг совершил архиепископ Виталий (Максименко); 14 января 1950 г. рукоположен во иеродиакона, а 27 июня 1954 г. — во иеромонаха. С 1954 г. — преподаватель Свято-Троицкой семинарии, в 1958 г. назначен инспектором. В 1966 г. возведен в сан архимандрита. В 1967 г. хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии и назначен секретарем Архиерейского Синода. С 1976 г. — настоятель Свято-Троицкого монастыря, ректор семинарии и правящий архиерей Сиракузской и Троицкой епархии; главный редактор журналов «Православная Русь», «Православная жизнь» и «Православный путь». С 1981 г. — архиепископ. 10 июля 2000 г. Архиерейским Синодом назначен заместителем Первоиерарха РПЦЗ. До этого последовательно занимал посты заместителя секретаря и секретаря Архиерейского Синода, а с 10 июля 2001 г. исполнял обязанности Первоиерарха РПЦЗ в должности его заместителя. На Соборе 17–27 октября 2001 г. избран пятым Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. В 2004 г. совершил первый официальный визит в пределы Русской Православной Церкви. В 2007 г. вместе со Святейшим Патриархом Алексием подписал Акт о каноническом общении между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. Скончался 16 марта 2008 г., в Неделю первую Великого поста, в день праздника Торжества Православия, на 81-м году жизни (по материалам: http://www.zarubezhje.narod.ru).
↑18 Епископ Григорий (в миру Георгий Павлович Граббе) родился 8 апреля 1902 г. в Санкт-Петербурге в аристократической семье. Сын графа П. Н. Граббе и брат игумении Магдалины (Граббе). В эмиграции в Константинополе (1920), затем в Белграде (Югославия). С 1923 по 1926 г. обучался на богословском факультете Белградского университета. Женат на Варваре Максимовне Яржембской. Некоторое время жил в Польше на Волыни, в имении своего отца. Активно сотрудничал в церковной прессе. С 1931 г. — управляющий канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1935 г. был одним из секретарей объединительного совещания, созванного Сербским Патриархом Варнавой, старавшимся объединить все Русские Церкви за границей. Составил первоначальный проект принятого там «Временного Положения об управлении Русской Православной Церковью Заграницей». В 1944 г. покинул Югославию и переехал в Германию, в г. Карлсбад, и вывез туда значительную часть синодального архива. В 1945 г. был рукоположен в сан иерея. С 1946 по 1951 г. был председателем Синодального Переселенческого комитета в Мюнхене. Протоиерей (1947). В 1951 г. переехал вместе с Синодом в США и продолжал исполнять обязанности правителя дел Синодальной канцелярии РПЦЗ. Настоятель, затем ключарь синодальной церкви Знамения Божией Матери в Нью-Йорке. В 1971 г. протопресвитеру Георгию Граббе было предоставлено право ношения двух крестов и совершения литургии при отверстых Царских вратах. В 1978 г. на Соборе РПЦЗ был избран секретарем Синода РПЦЗ. В 1979 г., овдовев, принял монашество с именем Григорий. В том же году — викарный епископ Манхэттенский. В 1981 г. — епископ Вашингтонский и Флоридский. Вскоре после кончины митрополита Филарета (Вознесенского; † 1985 г.) был отправлен на покой. Скончался 7 октября 1995 г. (по материалам: http://www.zarubezhje.narod.ru).
↑19 Доверительный доклад Архиерейскому Синоду архимандрита Антония (Граббе). Май 1982 г. С. 1. // ААСРЗЦ в Нью-Йорке.
↑20 Доверительный доклад Архиерейскому Синоду… С. 1.
↑21 Доверительный доклад Архиерейскому Синоду… C. 2.
↑22 Член Миссии. Торжество перенесения мощей великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, новомучениц Российских, в Гефсимании // Православная Русь. 1982.№ 9. С. 13.
↑23 Миллер Л. Перенесение мощей святых новомучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары // Православная Русь. 1982. № 12. С. 11.
↑24 Родился 7 июля 1951 г. в Сиднее в семье журналиста и музыканта Максимилиана Розентула и медицинского работника Марии Николаевны Фоминой. Его родители выехали в 1947 г. из Шанхая на Филиппины, где они поженились, а на следующий год получили разрешение на переезд в Австралию. После окончания школы учился в педагогическом колледже Александра Макки. В 1969 г. прервал занятия в колледже и поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле (США), где обучался иконописи у архимандрита Киприана (Пыжова). По окончании семинарии в 1976 г. принял монашество. В 1978 г. рукоположен во иеродиакона. В 1979 г. вернулся в Австралию. В 1980 г. рукоположен во иеромонаха и назначен в Покровский храм в Кабраматта (Сидней). В 1982 г., по благословению архиепископа Павла (Павлова), приобрел 400 гектаров земли на юго-востоке Снежных гор вблизи г. Бомбалы. В 1983 г. закончено строительство главного здания, келий, трапезной, иконописной мастерской, гостиницы и небольшой библиотеки будущего Преображенского монастыря. В 1987 г. возведен в сан игумена. В том же году братия начала строить Преображенский храм, завершив строительство к 1989 г. 1 сентября 1987 г. назначен начальником Русской Духовной Миссии РПЦЗ в Иерусалиме. В 1992 г. вернулся в Австралию и поселился в основанном им монастыре Преображения Господня. 18 августа 2010 г. был почислен на покой и остался в обители на положении духовника.
↑25 Митрополит Анастасий (в миру Александр Алексеевич Грибановский) родился в праздник Преображения в 1873 г. в Тамбовской губернии. Закончив Тамбовскую духовную семинарию, поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1897 г. В 1898 г. пострижен в монашество. В 1901 г. — архимандрит и ректор Московской духовной семинарии. В 1906 г. хиротонисан во епископа Серпуховского. В 1914 г. — епископ Холмский и Люблинский, в 1915 г. — епископ Кишиневский, в 1916 г. — архиепископ Кишиневский и Хотинский. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., председатель отдела церковного имущества и редакционного отдела, председатель комиссии по выработке порядка избрания Патриарха и его интронизации. В декабре 1917 г. избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В 1919 г. покинул Россию. Управлял русскими православными общинами в Константинополе. Около 1924 г. был выслан из Константинополя за «антитурецкую пропаганду». С 1924 по 1935 г. возглавлял Русскую Духовную Миссию в Палестине. В 1935 г. — митрополит. С 1936 по 1964 г. стоял во главе Русской Зарубежной Церкви. Осенью 1944 г. эвакуировался вместе с Архиерейским Синодом в Вену, в 1945 г. — в Мюнхен, а с 1950 г. — в США. С 1964 г. на покое. Скончался 22 мая 1965 г. в Нью-Йорке. Похоронен в крипте под алтарем соборного храма Свято-Троицкого монастыря в Джоданвилле (Нью-Йорк). По свидетельству некоторых, при проведении ремонтных работ в усыпальнице обнаружено, что его тела не коснулось тление (по материалам: http://www.zarubezhje.narod.ru).
↑26 Игуменья Варвара (в миру Евгения Эпова) родилась в Харбине. В 50-х годах ХХ века переехала в Австралию. В течение многих лет принимала самое активное участие в церковноприходской жизни Покровского храма в Кабраматта (Сидней), являясь ближайшей помощницей его строителя протоиерея Ростислава Гана. В конце 1988 г. приняла монашество. В 1989 г. назначена настоятельницей Спасо-Вознесенской обители на Елеоне. Пробыв на посту игуменьи четыре года, в 1993 г. возвратилась в Австралию. Всегда тянулась в Россию, и в 2001 г. смогла побывать в Дивееве. Скончалась в Сиднее в 2003 г.
↑27 Родилась 23 августа 1962 г. в г. Сиднее (шт. Новый Южный Уэльс, Австралия) в семье русских эмигрантов. Сестра протоиерея Николая Карыпова, настоятеля Покровского собора в Мельбурне. Училась в Сиднейском университете. В 1985 г. поступила в Богородице-Казанский женский монастырь в г. Кентлин (Сидней). В 1987 г. приняла монашество. В 1989 г. направлена на Святую Землю и назначена настоятельницей монастыря равноапостольной Марии Магдалины в Русской Гефсимании. В 1998 г. по состоянию здоровья была вынуждена вернуться в Австралию. Основала Введенский женский монастырь в г. Бангбарби (шт. Новый Южный Уэльс, Австралия).
↑28 Акт об открытии мощей новомучениц великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары из гробов, почивавших в гробах, в которых они были привезены, и их переложении в новые дубовые, сделанные из крышек наружных гробов и опущенные в мраморные раки. Январь 1982 г. ААСРЗЦ в Нью-Йорке. C. 3.
↑29 Акт об открытии мощей новомучениц… С.3.
↑30 Акт об открытии мощей… C. 6.
↑31

Акт об открытии мощей. C. 3.

 

Источник