Владимир Гладышев, журналист, краевед, г. Пермь

 

СВЯТОГО ИЗ НЕГО СДЕЛАЛИ БОЛЬШЕВИКИ

Новые данные о «побеге»  великого князя Михаила Романова

 

В первые годы нового тысячелетия по страницам российских изданий начала гулять  версия – уж какая по счету! – «чудесного спасения» великого князя  Михаила Александровича Романова.

В газете «Жизнь» в сенсационной статье «Загадка последнего русского царя» сообщается: великий князь, оказывается, не был убит, он чудом спасся, а затем ему помогли  в Белогорском монастыре. После чего он начал подвижнический путь старца.

«…Путь отца Серафима начинается из Белогорского монастыря, а он находится недалеко от места расстрела Михаила Романова, - читаем мы в статье (Это Мотовилиха-то недалеко!). – Истекая кровью, туда пришел человек. Иноки монастыря его узнали и выходили. Он прожил в монастыре несколько лет под именем Михаила Поздеева…» 1).

Существует немало документов, свидетельствующих о том, как великий князь вместе со своим верным секретарем были расстреляны в ночь на 13 июня 1918 года группой пермских боевиков.  К этим источникам мы можем добавить еще несколько документов следующего происхождения.

Это  материалы, скомплектованные в свое время пермским архивистом Л.С. Кашихиным.  2).

Наибольшую ценность в данной коллекции представляют воспоминания (рукописные оригиналы) всех основных участников похищения и «ликвидации» великого князя: В.А. Иванченко, А.В. Маркова, И.Ф. Колпащикова, Н.В. Жужгова. Кроме того, здесь  тексты отречения Николая II в пользу «брата нашего великого князя Михаила Александровича» (он оставался на тот момент главным претендентом на царский трон); машинописная и рукописная  копии заметок из газеты «Известия Пермского Совета рабочих и кр.  депутатов от 15 июня 1918 года; три варианта справки К. Ольховской (заведующей Пермским истпартом – комиссией по изучению истории Октябрьской революции и партии); машинописная копия письма бывшего мотовилихинского милиционера И.Г. Новоселова.  

Справка истпарта по этому делу составлялась в 1924 году, предполагалось, что она будет напечатана в третьем томе сборника «Борьба за власть», но так и не была опубликована. К этому времени в партийных кругах  уже отшумела кампания по борьбе с вредным влиянием «мясниковщины», возможно, поэтому в деле отсутствуют документы, исходящие от Г. И. Мясникова, который позднее представлял себя как идейного вдохновителя и организатора убийства Михаила Романова. 

Конечно, о том преступлении сегодня известно многое. Тем не менее, материалы Романовской  папки, собранные Л.С. Кашихиным, представляют несомненную ценность по ряду причин.

Ясно, что действующие лица уговорились заранее: точного места указывать нельзя (чтобы избежать поклонения останкам помазанника Божьего). Об общем направлении они также договорились: в сторону Левшино. Это было резонно, так как  нужно было успокоить похищенных, чтобы они  не подняли шума в пути, им сказали, что  везут их на станцию, где стоит «особый вагон».

Правда, в воспоминаниях Н. Жужгова, который вез экипаж с великим князем,  говорится, что он сразу свернул на улицу Петропавловскую. Однако существуют  показания свидетелей, взятые во время допросов белогвардейским следствием, из которых следует, что фаэтоны сначала  двинулись от гостиницы по улице Сибирской. Данное противоречие свидетельствует о том, что убийцы также договорились «на берегу» и о том, чтобы запутать следы. Мы узнали и о том, что импровизации  в таком деле не могло быть, не случайно И. Колпащиков пишет об «указанном месте». У него же появляется еще один географический ориентир: речка Васильевка, протекающая по мотовилихинской окраине.

Пока все это мало что добавляет к поиску конкретного места преступления. Но новые источники позволяют более утвердительно говорить о том, что версия с Нобелевскими складами была своеобразной домашней заготовкой боевиков. Как мы знаем, воинские команды колчаковцев искали место захоронения спустя полгода после преступления.  Один из большевиков А. Миков, посвященный в детали убийства, с удовлетворением писал о «беляках»:  «…Как  стадо диких свиней, перерыли и ископали значительную площадь в лесу,  но ничего, кроме разочарования не нашли». Если сравнить с поисками следов преступления под Екатеринбургом, то… совсем ничего не найти, ни одной зацепки в Перми – это, согласитесь,  странно.

В связи с этим, другая версия, которая возникла в процессе сбора устных источников, опроса старожилов Мотовилихи, приобретает больший вес. А именно: среди мотовилихинцев живет стойкое предание, что убили Михаила Романова со слугой в загородном местечке  под названием Архиерейка. 3)

Среди вновь обнаруженных первоисточников мы не имеем пока документа, который сослужил бы роль подсказки, как, например, «записка Юровского» в Екатеринбургском злодеянии. Но для исторического исследования важна и пермская «записка Ольховской».  Мы узнаем немало интересных подробностей, ярких деталей, проливающих новый свет на знакомое событие, а в чем-то даже и меняющее наше представление об обстоятельствах преступления.  Приходится только сожалеть о том, что эти  документы не появились в самом полном (на сегодня) сборнике документов «Скорбный путь Михаила Романова: от престола до Голгофы». 4).

Вся эта история с похищением и убийством Михаила Романова и Джонсона  в описаниях убийц напоминает  фантасмагорию.

Действительность,  как выясняется,  была еще страшнее. Так,  надпись «ВКМР», о которой упоминает один из участников операции, фигурировала, но не на дереве, а, якобы, на теле великого князя (!?.) А посему  Николай  Жужгов (сегодня бы о таком сказали: «отморозок») предлагает – отрубить ему (Романову) голову, чтобы никто не опознал по татуировке, кто зарыт в мотовилихинской земле…

Посмотрите, как буднично описывает  хладнокровный убийца  свое ужасное намерение:

«…Я съездил домой, поел, а затем с Колпасчиковым  (так Жужгов пишет фамилию подельника)  поехали зарывать. Романова грудь была исписана, а также и руки и я ему хотел отрубить голову и руки и закопать в другое место но Колпасчиков сказал не надо это делать и я согласился, после зарывания вернулись в Мотовилиху, где мне говорят что Михаил сбежал…».

Среди убийц были все-таки разные люди. Объединяло их одно: презрение к личности человека, к его правам, в основе  чего лежала их духовная неразвитость.  Самым ярким представителем этой «каторжной когорты», вызванной к действию большевиками, является Николай Жужгов.  О какой надписи на теле великого князя он говорит? Пока это непонятно. Выскажу предположение, что этот палач мог  что-то перепутать, в его воспаленном мозгу все смешалось,  кровавую череду убийств тех лет ему уже трудно восстановить в деталях. Особенно после пьяных загулов.  Вот что он сам пишет:

«…В 1918 году мною был лично арестован Михаил Романов, Андроник (епископ Пермский – В.Г.) и много других. Всю работу доверенную мне выполнял точно и справедливо…» (!)

А вот заключение его  товарищей по партии: «…Тов. Жужгов за пребывание в партии с 1902 г. по причине пьянства, хулиганства уже разложился и разлагающе действует   на партию». 5).

Что же получается: даже  недавние подельники Н. Жужгова по «славным   делам» не выдержали, исключили его из партии, не приняли и в общество политкаторжан.  Он их дискредитировал!

И еще одно уточнение можно сделать после знакомства с новыми документальными источниками. В предисловии к книге «Скорбный путь Михаила Романова…»  составители В.М. Хрусталев, Л.А. Лыкова пишут: «Расправа над Михаилом Романовым была лишь генеральной репетицией драмы, главные акты которой были разыграны вскоре в Екатеринбурге, Алапаевске, Ташкенте и Петрограде». Репетицией это убийство, как мы убедились, никак нельзя назвать. Тем более,   что фигура Михаила Александровича (а не бывшего царя) на тот момент была в центре внимания, именно на него делалась главная ставка антибольшевистскими силами, а также влиятельными кругами Германии, Англии. 6)

Хороша же «репетиция», в результате которой насильственно убирают основное действующее лицо, после чего команда пермских цареубийц собирается ехать  в соседний город, чтобы расправиться с «Николашкой» (как они выражались). Удержать этот кровожадный порыв разошедшихся палачей удалось лишь обещанием Уралсовета провести казнь «в официальном порядке».  Вместо этого была использована та же преступная и трусливая технология убийства,   которую столь откровенно и беззастенчиво формулирует мотовилихинский  большевик член ВЦИК Гавриил Мясников, один из главных организаторов похищения Михаила Романова. 7).

Никакого открытого суда не было и не могло быть, потому что большевики не были столь очевидно сильны,  чтобы действовать благородно, с открытым забралом.

…Есть в Перми семья, в которой к судьбе Михаила Романова относятся  с особым почтением, как–то очень личностно. Почти по-семейному. Пенсионерка Маргарита Николаевна Мурашова – представительница многочисленного семейства, в котором в разные годы «скрестились» фамилии Мотовиловых, Русских и Ижболдиных. Она обладает удивительно цепкой памятью, и очень много сохранила  из рассказов своих деда, бабушки... Рассказывает, к примеру, о фотографии, долгое время хранившейся в их семье, а затем уничтоженной родственницей из-за опасения за свою жизнь. Великий Князь во время прогулки по Мотовилихе сфотографировался с ее прадедом. 8).

Когда в ее семье узнали весть про то, что Михаила Романова предлагается канонизировать, задумались. Вроде бы, совсем не тот образ жизни вел великий князь, чтобы к святым его причислять. Судя по всему, он просто был  хорошим человеком, умел любить, и мог все ставить на карту любви к женщине.

Но его гибель, случившаяся в мотовилихинских окрестностях… Это поистине мученический и праведный конец.  Фактически это сами большевики сделали из великого князя святого, так получается.

Как известно,  Михаил Александрович на соборе  2000 года прославлен не был. Однако движение  за прославление великого князя существует и крепнет год от года. За рубежом данное движение возглавляет княгиня О.Н. Куликовская-Романова.  Приведем в завершение мнение княгини, высказанное ею во время пребывания в Перми осенью 2000 года:

«Память о Михаиле Александровиче, своем дяде всю жизнь сохранял мой супруг Тихон Николаевич, почитая его  как великого князя-страстотерпца. Именно поэтому я так стремилась сюда, в Пермь, чтобы поклониться той земле, которая в безвестности упокоила останки  великого князя-мученика…» 9).

 

1). Жизнь,  23 июля 2003.

2). Документы  хранятся в личном архиве В.С. Колбаса, с любезного разрешения которого мы публикуем данные выдержки.

3). Во время телепередачи «Пермский период», прошедшей 5 мая 2003 г. с участием автора этих строк, в редакцию обратились еще два жителя Перми, которые поведали нам  воспоминания, слышанные от своих родственников, о том, что последнего Романова убили «где-то возле Архиерейки». Причем один из них – знаток  мотовилихинской истории Б.П. Кириллов.

4). Пермь, изд-во «Пушка», 1996.

5). ГАПО ф.р.404 оп. 1 д.40 л.1.

6). См.  в частности книгу Rosemary & Donald Crawford  «Michael and Natasha: the Life and Love of Michael II, the Last of the Romanov Tsars/Михаил и Наташа: Жизнь и любовь Михаила II, последнего российского царя», Нью-Йорк, 1997. Розмари и Дональда Кроуфорд «Михаил и Наташа: жизнь и любовь Михаила II, последнего российского царя», Нью-Йорк, 1997.

7). «Философия убийства, или Почему и как я убил Михаила Романова», альманах «Минувшее», №10, 1995 г.

8). Вечерняя Пермь. Идут ходоками к Романову. 14 декабря 2002.

9). Вечерняя Пермь. Мы за канонизацию. 2 ноября 2000.