КОНЦЕПЦИЯ
создания Фонда
«Соотечественники»
1. После «смутного» безвременья и тяжелейшего,
системного кризиса последних 20 лет Россия переходит от саморазрушения к созиданию и открывает новую страницу в
современной Российской истории. Преодоление оставшихся от
предыдущего периода тяжелейших экономических, социальных, духовно-нравственных,
геополитических проблем будет невозможным без напряжения и мобилизации всех сил и ресурсов, которыми располагает Россия
– в т.ч. и такого, долгие годы крайне мало используемого ресурса, каким
является мощный духовный и материальный потенциал всех поколений российской диаспоры за
рубежом, соединившей в себе западные ценности и экономическую мощь с
изначально заложенной российской ментальностью и занимающей сегодня
сильные позиции в западном истеблишменте:
·
Особо это касается представителей (и их потомков)
«первой» эмиграции - самых массовых волн эмигрантов первой трети ХХ века,
бережно сохраняющих существовавшие в дореволюционной России лучшие стороны православной,
дворянской, казачьей, купеческой нравственности и этики - возвращение в сегодняшнюю
Россию (духовно порабощенную
«антинравственными» либеральными СМИ) нравственного, духовного, гуманитарного и
экономического потенциала именно этой части диаспоры имеет бесценное,
жизненно важное, незаменимое ничем другим значение для судеб России;
·
Как было уже не раз в российской истории, решающее значение и мощнейший
импульс для окончания сегодняшнего «смутного времени», обновления
и укрепления России несет в себе возрождение
ее духовной жизни, возвращение российского народа к нравственным, прежде всего
православным истокам своей великой истории – что ставит в первоочередной ряд задач всемерное укрепление Русской
Православной Церкви (РПЦ) и ее роли во всех сторонах жизни российского
общества;
·
Происшедшее 17 мая 2007 г.
важнейшее событие в современной истории России – воссоединение
Русской Православной Церкви с РПЦ за рубежом (РПЦЗ)
открыло возможность для воплощения в жизнь высоких идей
возвращения России к своим историческим корням и духовным ценностям,
кардинальной активизации и расширения взаимодействия с российской диаспорой в
целом и в т.ч. с РПЦЗ, принципиально важному укреплению позиций и возможностей
России и в целом Русского Мира во всех странах, где есть российская
диаспора, где стоят русские Православные храмы!
2. Особую
интенсивность и глубину эти процессы активизации взаимодействия с
диаспорой и с РПЦЗ могут прибрести в
Екатеринбургской Епархии, где сосредоточены главные трагические
события и памятные места Русской Голгофы Царственных Страстотерпцев и
Алапаевских Мучеников и где прежде всего должно
проходить соборное покаяние «красных и белых», власти и народа, церкви и мирян,
живущих в стране и в рассеянии сущих – то великое Покаяние, без которого не будет
спасения и возрождения России! Именно здесь, как нигде больше в России
востребовано для всех русских это покаяние и поминовение великого прошлого во
имя великого будущего Отчизны!
Кроме вышеназванного покаянно-духовного есть и ряд других важнейших факторов, определяющих особое место Урала – «срединной евразийской земли» для будущего России и всего Русского Мира:
·
Дальнейшее развитие мировой цивилизации во все большей степени будет
определяться взаимодействием двух главных мировых континентальных центров силы
– США и объединенной экономической, политической и военной мощи Евразийского
континента;
·
Естественным центром и базой такого
евразийского объединения может быть только Россия: и географически, и в плане
ресурсной и военной мощи, и – что особенно важно – в плане созревания в России
как оплоте Православия новой парадигмы развития мировой цивилизации,
альтернативной «потребительскому обществу» Запада и одновременно вбирающей в
себя все лучшее и из европейской, и из азиатской цивилизаций;
·
В объединительных евразийских процессах под эгидой
России «Центром
Евразии» не может быть ни сугубо «европейская» Москва, ни удаленные
сибирско-дальневосточные регионы и города России, ни другие восточные страны,
слишком далекие от Европы и географически, и ментально, цивилизационно
– таким Центром может быть только Урал: являющийся «стыком» и транспортно-логистическим мостом как между Европой и Азией,
так и между богатейшим севером континента (главной ресурсной базой ближайшего будущего
России и всей Евразии!) и бурно развивающимся азиатским югом и востоком;
·
Сегодняшняя роль Урала и примыкающих к нему Западной
Сибири и Приполярного Севера уже является исключительно важной в плане поставок
ресурсов и для Европы, и для Азии, а имеющийся промышленный, научный,
культурный, намного сжавшийся, но еще существующий и восстанавливаемый кадровый
потенциал обеспечивают Большому Уралу незыблемые позиции станового хребта и
ключевого региона в экономике России и всей Евразии – все вышеизложенные мотивы
также
сыграли свою роль в выборе Екатеринбурга местом проведения в июне 2009г.
принципиально важного для судеб Евразии саммита «Шанхайской Организации
Сотрудничества» (ШОС):
o в саммите ШОС примут участие
главы двенадцати ведущих государств Азии (России, Китая, Индии, Ирана,
Пакистана, стран Средней Азии и др.), представляющих три четверти населения
планеты, для которого Екатеринбург станет в 2009 г. столицей ШОС;
o сказанное выше также
является четким подтверждением «центральной роли» Уральского региона и его
столицы Екатеринбурга в судьбах Евразии;
·
Поэтому кроме гуманитарных и покаянно-духовных
приоритетов Уральский регион вполне
может отвечать стратегическим экономическим, в т.ч. инвестиционным
интересам российской диаспоры – а
столица Урала г. Екатеринбург по совокупности всех перечисленных позиций
вполне объективно может стать для диаспоры реальной 3-й столицей России и
Русского Мира;
·
Но так же как Москва получила главный импульс и стала в итоге
столицей Руси в решающей степени благодаря тому, что в начале XIV века
Митрополит Феогност перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву (т.е.
столичный статус Москвы во многом базируется на духовной основе) – так и в
«столичной судьбе» Екатеринбурга решающую роль должна сыграть православная,
духовная составляющая, включающая сегодня три базовых
компоненты:
o объявленная на 2008 г.
Программа «Государев Год», посвященная 90-летию тягчайшего злодеяния ХХ века – когда безбожная
российская власть сотворила на Урале новую, уже Русскую Голгофу, на которую
взошла не только Царская Семья Романовых, но и Русское Православие, и сама
Россия!
o возможность опереться на духовную
православную столицу Урала и Сибири, каким было 400 лет назад и вновь может
возродиться Верхотурье, имеющее свое собственное важнейшее сакральное
значение и от которого одновременно пойдет православный путь длиной в 400 лет:
«Верхотурье – Алапаевск - Ганина Яма – Храм на Крови в Екатеринбурге» как символ искупительного
страдания и грядущего воскрешения России;
o необходимым
и особо значимым продолжением (по мнению и «первой» эмиграции, и всех тех
живущих в России, для кого важны реальные обстоятельства гибели Царской Семьи)
указанного православного пути должен стать Покаянный Храм Новомучеников и Исповедников
Российских, который
планируется выстроить на месте передачи Царской Семьи ее будущим палачам из Уралсовета - на том месте на уральской земле, где Святой
Царь Николай II сделал свой первый шаг к Русской Голгофе;
o именно
этот Покаянный Храм, а также предлагаемые стелы, часовни на пути следования
Царской Семьи, а затем и Их останков, в соборном единении с Храмом-на-Крови
и Монастырями на Ганиной Яме и в Алапаевске должны
воссоздать одну из главных святынь и тот единственный своем роде, уникальный
для России и всего Русского Мира «Путь – Памятник», который оставили нам Царственные Новомученики Российские
для покаяния, поклонения, паломничества
и для диаспоры, и для всей России – это та «православная Царская ось», которая должна стать
одной из стержневых основ соборного объединения Русского Мира.
3. И у диаспоры, и в Екатеринбургской Епархии есть понимание этой особой значимости покаянных святынь в уральской земле и их важнейшей роли в идущих сейчас процессах духовного возрождения России и в объединительных процессах Русского Мира – и вместе с тем, сегодняшний уровень взаимодействия Епархии и в целом Свердловской области с диаспорой категорически не соответствует вышеназванному пониманию и имеющемуся здесь очень большому потенциалу, на порядок уступая присутствию диаспоры в других регионах в центральной части России.
Причин (в т.ч. субъективных, внутри
Епархии) такого несоответствия немало – но главными среди них являются две:
·
Низкая активность самой Екатеринбургской
Епархии в
контактах с диаспорой и с РПЦЗ и отсутствие пока и у Епархии, и у общественных
православных кругов, и у региональных властей системных, интересных диаспоре,
комплексных предложений по действительно серьезным, многоплановым направлениям
сотрудничества, соответствующим названному выше реальному потенциалу и тому
уникальному положению, которое Екатеринбургская Епархия может занять
в качественно новом этапе воссоединения (вслед за РПЦ и РПЦЗ) всего потенциала
диаспоры и России во имя великого будущего нашей общей Отчизны;
·
Отсутствие не только в Епархии, но и на Урале в целом солидной,
вызывающей доверие, действующей на основах православия структуры, способной сформировать
необходимого уровня комплексные предложения для диаспоры и обеспечить их
надежную, прозрачную реализацию – в т.ч. на базе
o интегрирования на более системном и заинтересованном для диаспоры уровне
имеющихся сегодня в Епархии, Центре «Судьба Династии», в других структурах
наработок и гуманитарных направлений;
o дополнительного
формирования ряда крупных, в т.ч. инвестиционных направлений и Проектов,
учитывающих экономические интересы диаспоры и обеспечивающих солидный «деловой
мост» между Уралом и диаспорой.
4. С учетом вышеизложенного и
опираясь на уже имеющийся уровень взаимодействия Центра «Судьба Династии» (г. Екатеринбург) с представителями названной
в п.1 «первой волны эмиграции», инициативная группа уральских православных
бизнесменов и общественных деятелей разработали аннотируемую Концепцию по
привлечению нравственного,
гуманитарного и экономического потенциала российской диаспоры в Уральский
регион и предлагают создать
соответствующую, вызывающую доверие, полностью прозрачную структуру для
реализации этой Концепции и конкретных проектов и Программ в ее составе - в
виде специализированного российско-зарубежного
благотворительно-инвестиционного Фонда.
Предлагаемые в Концепции основные направления и формы
сотрудничества разрабатывались, исходя из следующих базовых
принципов:
·
Фундаментом сотрудничества Уральского
региона и российской диаспоры за рубежом является Православная Вера, понимание
важнейшей и все возрастающей роли РПЦ в духовно-нравственном и социальном
возрождении и укреплении России, стремление содействовать усилению и расширению
влияния самой Церкви как внутри России, так и во всем мире;
·
Основные цели
сотрудничества:
o
духовное и нравственное очищение России и ее
народа от наслоений безбожия прошлого века и от разъедающей
«потребительски-безответственной», антихристианской морали и скверны души последних 20 лет, разрушающих духовную основу будущего
России;
o
возвращение страны к своим историческим корням,
нравственным традициям и духовным ценностям, носителями которых в значительной
степени остается диаспора (прежде всего «первая эмиграция»), всестороннее
укрепление Русского Мира;
o
всемерная поддержка формированию и укреплению
социально - ориентированной, нравственной, современной, высокотехнологичной (в
т.ч. экологичной – что для Урала особенно важно!) российской экономики;
·
Механизмы взаимодействия
должны, во-первых, учитывать понимание того, что
сотрудничество тогда будет действительно масштабным и высокопродуктивным, когда
в ходе его:
o
не только будут реализовываться
благотворительные, гуманитарные, экономические и т.п. цели, задачи и
потребности Уральского региона и его жителей;
o
но и будет обеспечена значительная
составляющая выгодности, высокоприбыльности реализуемых проектов для самой
диаспоры, учет ее прямых экономических интересов;
o
для этого кроме гуманитарных,
благотворительных и т.п. проектов необходимо формировать и реализовывать
крупные, привлекательные для диаспоры инвестиционные и коммерческие проекты;
·
Во-вторых, механизмы сотрудничества должны обеспечивать его полную
прозрачность, управляемость и необходимый уровень доверия, гарантии
адресного размещения и возвратности финансовых вложений -
при реализации же гуманитарных проектов и благотворительной помощи дополнительным обязательным условием участия в них
представителей диаспоры должна быть их уверенность в своей возможности
контролировать получение и расходование передаваемых средств, четкая
документальная отчетность.
5. Наиболее
оптимальной организационно-правовой структурой, реализующей весь комплекс
перечисленных в п.4 базовых принципов, является российско-зарубежный по составу и статусу,
благотворительно-инвестиционный по содержанию Фонд (один из вариантов
названия Фонда «Соотечественники» - но название требуется обсуждать) -
неправительственная организация общественных и деловых кругов Урала, России и
представителей российской диаспоры за рубежом.
Основное назначение и
базовые направления деятельности Фонда - стать оперативным штабом и организационно-финансовой базой
для реализации согласованного Перечня
приоритетных направлений и Программ разностороннего взаимодействия Уральского
региона и российской диаспоры на базе объединения и направления возможностей и усилий российской диаспоры
за рубежом на конкретные цели поддержки процесса духовного и социально -
экономического возрождения уральских и в целом российских регионов, в т.ч. на базе создания в них высокоэффективной, современной,
социально-ориентированной экономики.
Перечень
предлагаемых Программ и Проектов Фонда будет представлен в Приложении к
Концепции и в т.ч. включает 4 базовых комплексных направления:
·
Православное направление: строительство в Екатеринбурге Покаянного Храма
Новомучеников и Исповедников Российских, согласованные гуманитарные и
другие Проекты и Программы Екатеринбургской Епархии в поддержку ее
православного, духовного и социального Служения на Урале;
·
Формирование конкретных программ и маршрутов,
создание необходимой современной инфраструктуры как для православного
паломничества по указанному в п.2 православному пути «Верхотурье – Алапаевск - Ганина Яма – Царские храмы
Екатеринбурга» и другим православным маршрутам, так и для разностороннего туризма
в целом по Уралу – наиболее очевидный, оперативный и востребованный и в
диаспоре, и в России пилотный Проект Фонда;
·
Комплексное историческое (в т.ч. исследовательское) и
информационно-издательское направление в России и за рубежом как по Православному Уралу и
Царственным Мученикам, Дому Романовых и по диаспоре – так и для формирования
в мире положительного имиджа России и прорыва информационной блокады той части западных СМИ, которые, действуя по логике двойных
стандартов, создают исключительно отрицательный образ России – сегодня это один
из решающих фронтов борьбы за Русский Мир и за место России в мире как великой
Державы;
·
Формирование и реализация портфеля конкретных
инвестиционных и коммерческих Проектов - с соблюдением паритета,
обеспечивающего симбиоз экономической и финансовой заинтересованности диаспоры
и решения актуальных, наиболее значимых проблем для социально – экономического
развития Уральского региона: заполнение указанного «портфеля Проектов»
обеспечит «Уральский Центр экспертиз и сопровождения инвестиций» (г.
Екатеринбург), привлекая российских партнеров, заинтересованных во
взаимодействии с Фондом.
6. Организационные
принципы создания Фонда:
а) для обеспечения требуемого уровня доверия и поддержки диаспоры и в целом западных
гуманитарных институтов и деловых кругов (основанном на прозрачности и
управляемости в работе Фонда, некоррумпированности и независимости от
непредсказуемости российских конъюнктур) - оптимальной будет регистрация
Фонда в одной из западных стран,
где имеет достаточно сильные позиции российская диаспора (особенно первых волн
эмиграции): при этом в юридическом
статусе Фонда необходимо предусмотреть права как инвестиционного,
так и «гуманитарного, благотворительного Фонда», которые позволят при
осуществлении основных задач:
·
активизировать и увеличить возможные объемы благотворительной гуманитарной помощи не только российской диаспоры, но и
западных гуманитарных фондов в целях оздоровления, создания и поддержки
положительных тенденций в социальной и других областях жизни Урала;
·
получить соответствующие региональные
и таможенные льготы для своей деятельности;
·
Фонд планирует также заключить Соглашения с соответствующими
российскими федеральными и региональными структурами о режиме наибольшего благоприятствования функционирования Фонда в
России;
б) учредителями
и участниками Фонда могут быть физические и юридические лица (включая
существующие гуманитарные, благотворительные и другие Фонды и институты) на
Урале, в России и во всех странах мира, где есть российская диаспора -
заинтересованные в достижении целей Фонда и готовые оказать Фонду финансовую,
организационную и др. поддержку;
в) Штаб-квартира (в т. ч. зарубежные
органы управления, финансовые и иные ресурсы) будет находиться в стране
регистрации Фонда - в Екатеринбурге
расположится Главная Резиденция
Фонда в России, которая по мере необходимости создаст свои
Представительства в Москве и в др. регионах России;
г) механизмы
управления и финансирования деятельности Фонда будут
проработаны в Концепции Фонда по согласованию с представителями диаспоры – потенциальными
учредителями Фонда и с учетом регламентирующих Положений
Законодательства страны регистрации Фонда.
7. Поскольку практически по всем
названным выше направлениям (включая Программу «Государев Год», согласование
всех вопросов и начало строительства Покаянного Храма Новомучеников и
Исповедников Российских, а также и концептуальная, документальная,
организационная подготовительная работа по созданию самого Фонда) требуется
начинать максимально оперативную и энергичную, весьма объемную деятельность – предлагается согласовать с
диаспорой и в ближайшее время создать Рабочую дирекцию Фонда (с
компактной, но дееспособной кадровой и оргфинансовой базой) на период до
регистрации Фонда, после чего Рабочая дирекция войдет в состав органов
управления Фонда.
Концепция
предложенной в Аннотации структуры базируется на наработках и документах Власова В.В.,
составленных в конце 90-х годов (после около года жизни - в т.ч. общения с
диаспорой в США) для аналогичного по
содержанию Фонда, преимущественно
направленного в те годы на возрождение российского казачества - в тот
период из-за дефолта 98 г., ряда других причин и особенно из-за разделенности
РПЦ и
РПЦЗ (оказывавшего решающее влияние и на отдаленность диаспоры от России) идея
такого Фонда не была реализована.
В
настоящее время после воссоединения РПЦ и РПЦЗ ситуация кардинально изменилась и в т.ч. вновь стали
востребованными вышеназванные наработки по Фонду - т.к. и глобальные процессы,
идущие сегодня в России и в Русском Мире, и ближайшие региональные перспективы
безальтернативно требуют создания такой структуры, которая «выстроит прочный
мост» для набирающего обороты православного, духовного и инвестиционного,
социально - экономического взаимодействия Урала и Екатеринбургской Епархии с
российской диаспорой за рубежом, поскольку это взаимодействие делается все
более значимым и важным фактором для выстраивания и реализации стратегии
развития Уральского региона.
Президент Центра «Судьба
Династии», профессор РАИП,
действительный член Национальной и
Международной
Академий Туризма
В.А. ВИНЕР