ПРОТОКОЛ совместного заседания инициативной группы по сохранению остатков фундамента Ипатьевского дома и Управления охраны культурного наследия Министерства культуры Свердловской области под председательством заместителя Министра культуры Свердловской области Г. А. Кукарских от 04.05.2000г.

Место проведения: г. Екатеринбург, Министерство культуры Свердловской области.

Присутствовали: Г. А. Кукарских, заместитель Министра культуры Свердловской области, А. А. Войтенко, ведущий специалист Министерства культуры Свердловской области, Л. И. Зорина, главный специалист Министерства культуры Свердловской области, кандидат исторических наук, ученый секретарь Общества уральских краеведов, Ю. Ю. Курашов, заместитель Генерального директора Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры, С. Н. Погорелов, ведущий специалист отдела археологических исследований НПЦ, В. А. Долгов, профессор УГАХА, кандидат архитектуры, директор архитектурно-реставрационного объединения "Ордер", В. В. Алексеев, академик РАН, директор Института истории и археологии УрО РАН, Н. Н. Кузьмина, председатель Свердловского отделения ВООПиК, В. М. Слукин, профессор УГАХА, кандидат физико-технических наук, председатель Общества уральских краеведов, Т. А. Курашова, журналист, член общества уральских краеведов, Ю. В. Савельев, председатель правления Свердловской областной Русской национально-культурной автономии.

Повестка дня: Вопрос о сохранении и изучении остатков фундамента Ипатьевского дома.

Выступили: Кукарских Г. А. В Министерство культуры Свердловской области поступило письмо за подписью директора Института истории и археологии УрО РАН, академика В. В. Алексеева, высказавшего в нем по просьбе представителей интеллигенции города предложение организовать обсуждение проблем, связанных с сохранением фундамента дома Н. Н. Ипатьева, в котором были расстреляны последний русский царь Николай П и его семья. Министр культуры Свердловской области Н. К. Ветрова поручила мне созвать такое заседание, где бы присутствовали и специалисты, и представители общественности. Предлагаю высказать свое мнение по данному вопросу.

Погорелов С. Н. В связи с работами по проектированию и подготовке к строительству храма на месте Ипатьевского дома установлены факты нарушения законодательства об охране памятников истории и культуры. В результате инспекционных проверок специалистами НПЦ выявлено следующее:

1. Проект Храма разрабатывался и утверждался без согласования с госорганами охраны памятников истории и культуры, что является нарушением законодательства.

2. Архстройнадзором Заказчику (УКС Свердловской области) и Исполнителю (Свердловэнергострой) бьшо выдано разрешение (с 23.03.2000г.) на проведение земляных и строительных работ также без согласования с госорганами охраны памятников, что является нарушением законодательства.

3. При создании проекта Храма была проигнорирована историко-архитектурная документация, разработкой которой с 1994г. занималась авторская группа специалистов НПЦ. Отказ от учета исторических данных по охранным зонам и расположению памятников истории и культуры, а также историко-археологического культурного слоя является нарушением законодательства.

Указанные нарушения привели к неточным привязкам на местности проектируемого Храма на Крови и потере одной из основных идей строительства, т.е. включение в алтарную часть храмово-музейного сооружения комнаты, где был произведен расстрел Августейшей Семьи. Эта комната остается вне стен Храма. Центральный же алтарь должен расположиться, по проекту, над комнатами охраны, участвовавшей в расстреле. Значит, алтарь будет освящать палачей?

Оказавшись перед фактом ( с 10.04.2000г.) начала земляных работ мы пытались призвать Проектантов и Заказчиков к исполнению требований законодательства об охране памятников истории и культуры. В конце марта НПЦ направил Заказчику Договор на археологический надзор за строительством Храма. Договор не был Заказчиком подписан. Хотя общественности, журналистам было заявлено об обратном.

Согласно законодательству, Заказчику от НПЦ было направлено Предписание № 65/48-арх. От 7.04.2000г., на которое реакции не последовало.

Особенности данного исторического квартала Екатеринбурга, формировавшегося с первой трети ХУШ в., входившего в границы первоначальной крепости города, расположение в его археологических культурных слоях более 200-летней истории (здесь сохраняются остатки усадеб В. Н. Татищева, Турчаниновых, одной из первых деревянных церквей города -Вознесенской - 1766г. постройки и т. д.), а также планируемое вскрытие т.н. "расстрельной комнаты" требует полноценных научных археологических изысканий и раскопок на месте дома Ипатьева. На это необходимы время, средства и условия.

Выход из создавшегося положения, с учетом уникальности, всемирной известности, религиозной, духовной, историко-культурной и политической значимости данного места и имеющихся на нем объектов, заключается, на наш взгляд, в следующем. Во-первых, чтобы не попасть из творцов истории в обвиняемые, необходимо выполнить все требования Законов об охране памятников истории и культуры. Во-вторых, необходимо уточнить проект -"сдвинуть" Храм ниже по склону. Сдвиг его вверх приведет к выходу Центральной алтарной части к дороге. Сдвиг вправо приведет к пересечению со дальнейшим включением ее в мемориально-храмовый комплекс. В-третьих, это даст возможность строителям выполнить свое задание - закладка котлована к приезду патриарха.

Курашов Ю. Ю. Строителями Храма нарушается Закон об охране памятников истории и культуры. Ипатьевский дом имел статус памятника, дом сняли с охраны, снесли. Но место от этого не потеряло своей исторической значимости. Известный Храм Христа Спасителя в Москве - новодел -поставлен под охрану ЮНЕСКО, а в случае со всемирноизвестным Ипатьевским домом, точнее, тем, что от него осталось, мы наблюдаем окончательное разрушение его материальных остатков.

Слукин В. М. Еще в ноябре 1999г. я лично участвовал в обследовании места Ипатьевского дома с помощью физико-технических приборов на предмет обнаружения остатков фундамента дома. Это обследование было тогда согласовано с епархией. Мы определили тогда, что материальные остатки дома сохраняются, на глубине - до 2 м. Было подготовлено обоснование для археологических раскопок. Все, включая епархиальных властей, тогда решили: необходимо сохранить остатки фундамента Ипатьевского дома, выделить внутрь Храма, сделать святыней. Данное место было богато на исторические события. На месте Ипатьевского дома в ХУШ в. стояла Старо-Вознесенская церковь, в честь нее рядом с домом потом была сооружена часовня (место которой затем ушло под дорогу). Рядом был Загородный Командирский дом, оранжереи. Вознесенская горка - это одно из самых исторических мест в городе и к ней необходимо относиться очень бережно. Свидетелями истории были даже деревья, которые только что безжалостно и без нужды вырубили.

Крайне неудачен последний проект Храма - задуман слишком помпезный, огромный, не почину, с включением в него чуть ли не туристско-развлекательного комплекса. Из Храма делается какой-то Дом культуры. Получается, что такой Храм будет в честь Победы - непонятно кого над кем. Необходимо сделать другой проект - более скромного храма - и отодвинуть его вниз по склону. Или на месте дома поставить скромную часовню. Только тогда это будет настоящим покаянием.

Алексеев В. В. Выступая недавно на Третьих Татищевских чтениях, я обратил внимание присутствующих на то, что весь мир с огромным вниманием следит за тем, что делается в нашем городе по сохранению исторического места, связанного с расстрелом последнего русского императора. Наш город во всем мире печально известен, благодаря событиям, произошедшим в июле 1918г. И сейчас мы вновь хотим "прославить" себя, совершая новое варварство. Престиж нашего города за границей итак упал до самого предела. Участники конференции тогда высказали единодушное мнение о необходимости вмешаться в строительство Храма и пока не поздно исправить ситуацию. Так родилось наше письмо в адрес Министерства культуры Свердловской области. И специалистам, и общественности, и Министерству культуры необходимо встать на защиту нашей исторической реликвии.

Необходимо принять меры по проведению археологического обследования места и выработке исторических оценок..

Какой Храм мы хотим строить? По случаю непонятно какой Победы или Храм скорби? Почему он предполагается 5 -купольным? В чем символ этого Храма? Прежде чем строить нужно ответить на эти вопросы. Должна быть ясная богословская и культурно-историческая концепция проекта.

Курашова Т. А. Рядом с Ипатьевским домом были и другие старые дома, которые были интересны для истории, были деревья- свидетели произошедших на горке событий . Мы ничего от этого всего не оставили . Теперь хотим даже и последнее -землю в этом месте и останки фундамента дома Ипатьева уничтожить . потомки нам этого не простят.

Савельев Ю. В. Историческую память хранят не только дома, но и камни, земля. Вознесенская горка является святыней для нас. Архитекторы же планируют кощунство над этой святыней. Этого нельзя допустить. Под одним из престолов Храма получается комната расстрельщиков. Кто ответит потом за то, что натворили?

Кукарских Г. А. Мы приглашали на наше заседание заместителя министра Строительства и архитектуры области Г. В. Мазаева. Но он не пришел. В творческую группу проектантов входит А. В. Долгов. Ему - слово.

Долгов А. В. Я не представляю Г. В. Мазаева, т. к. не разделяю полностью взглядов создателей уже утвержденного проекта Храма. Я вошел в группу проектантов совсем недавно - в конце апреля, причем с одной целью -повлиять на ситуацию, не допустить грубых ошибок при проектировании.

С самого начала не существовало богословской концепции. В 1989г. епархия получила землеотвод на месте Ипатьевского дома. Был объявлен конкурс на проектирование памятного знака. Победил один студенческий проект, предлагавший построить на месте Ипатьевского дома храм черного цвета, стоящий на мостовой с красной полосой. На мой взгляд, такой черный храм неприемлим. В ходе конкурса должны были появиться градостроительная идея и богословская концепция, но ни той, ни другой не последовало. Тогда утвердилась лишь идея, что на месте Ипатьевского дома возможно строительство храма или часовни.

В 1991г. епархиальными властями и ГлавАПУ был объявлен Международный конкурс на лучшую идею застройки Вознесенской горки. Тогда уже ясно ставилась задача проектирования церковного здания. Конкурс, в котором приняли участие не только екатеринбургские, но и московские, курганские архитекторы, выявил лучшие проекты. Эти работы представляли лишь архитектурно-градостроительное решение застройки Вознесенской горки, оно не было подкреплено глубоким богословским обоснованием главной идеи " будущего историко-мемориального и церковного комплекса.

В конце 1990-х гг. о. Александру Никулину, служившему в церкви с. Боровского Курганской области было видение, которое он изложил на бумаге и придал вид концепции, с нею был знаком епископ Мельхиседек, но епархиальные власти не выступили с официальной богословской концепцией Всем было сказано: какой храм решат архитекторы - такой и будет Но без богословской концепции не понятно, что нужно проектировать.

Губернатор назначил Г. В. Мазаева во главе группы проектантов в нее вошли архитекторы В. Морозов, К. Ефремов. В результате было разработано два варианта проекта, один из них был утвержден Градостроительным Советом , епархиальными властями, мэром, губернатором. Но на мой взгляд проект требует серьезной доработки, т. к. в основе его по-прежнему не лежит ни богословской концепции, ни культурно-исторической, ни четкой градостроительной. Есть лишь общее представление о внешнем виде Храма и не мемориально-исторического комплекса рядом с ним. Быть может, стоит, пока не поздно, совсем отказаться от большого помпезного Храма на месте Ипатьевского дома, поставить на этом месте т. н. "расстрельной" комнаты скромную часовню как символ покаяния , а храм поставить поблизости от этого места. Тем более, что это решение уже предлагалось К. Ефремовым в ходе первого конкурса и было принято жюри в качестве основы для дальнейшего проектирования. Потом почему-то тихо от него отказались

Храм, предлагаемый последним проектом, вызывает пока много вопросов и опасений. В таком виде храм непонятен : зачем так близко к дороге посажен, если его алтарь все равно не попадает на "расстрельную" комнату? предполагалось, что в храм - в его крипту - будут перенесены остатки фундамента Ипатьевского дома, его т. н. "расстрельной" комнаты. Но сейчас уже ясно, что без разрушения фундамента дома этого сделать нельзя. Нужны какие-то другие решения. Эти решения должны родиться в результате археологических раскопок. Их нужно немедленно проводить. Столь серьезный объект нельзя решать в спешке. Кстати, денег на строительство до сих пор нет, и я сомневаюсь, будут ли они. Может так случиться, что котлован вырыть поторопимся, остатки фундамента Ипатьевского дома уничтожим, а строить Храм будет не на что.

Кукарских Г. А. НПЦ должны немедленно начать раскопки - с 1 1 мая, средства найдем.

Погорелов С. Н. Мы готовы начать археологические раскопки, если будут на них найдены деньги. К раскопкам нам нужно хорошо подготовиться, вплоть до обеспечения охраны раскопа в ночное время.

Курашов Ю. Ю. Необходимо срочно приступать к раскопкам, финансировать их должно НПЦ, Министерству культуры нужно решить вопрос с финансированием.

Долгов А. В. Начинайте раскопки, деньги найдем.

Зорина Л. И. Предлагаю подумать о создании постояннодействующей комиссии при Министерстве культуры для отслеживания хода решения обсуждаемой проблемы - из представителей Министерства, проектантов-архитекторов, историков, краеведов, общественности. Такая комиссия необходима, чтобы отслеживать ход решения столь ответственной проблемы, как сохранение остатков всемирноизвестного Ипатьевского дома .Это поможет избежать кривотолков в освещении дела проектирования и строительства Храма-памятника, объединит наши усилия в попытке максимально сохранить для потомков наиболее значимые в историко-культурном плане памятники нашего города

Кукарских Г. А Подводя итог нашего обсуждения> можно сделать вывод , что все мы единодушно высказались за то, чтобы обязательно сохранить дома, приложить все усилия к тому, чтобы они были тщательно изучены археологами.

РЕШЕНО:

1.немедленно-см 11 мая с.г. силами Археологов НПЦ во главе С.Н.Погореловым приступитьк археологическим раскопкам на месте Ипатьевского Дома

2.Перед епархиальными властями, Правительством Свердловской области поставить вопрос о необходимости вернуться к рассмотрению окончательного проекта увековечивания памяти царской семьи, трагически погибшей в Ипатьевском доме, о необходимости выработки богословской, градостроительной и культурно-исторической концепций увековечивания этой памяти.

3. Просить Министра культуры Н. К. Ветрову создать при Министерстве постояннодействующую комиссию из представителей Министерства, НПЩ, УКСа Свердловской области, архитекторов-проектантов, ученых-историков, краеведов для контроля за ходом работы по проектированию и строительству памятного комплекса на месте Ипатьевского дома.