В последнее время оживились дискуссии вокруг строительства храма на месте расстрела царской семьи, так как начались работы по возведению его фундамента. Начав строительство храма, православные иерархи так и не услышали, или не захотели услышать мнения многих екатеринбуржцев.

Своё видение проблемы предлагает Петр Владимирович Евладов, журналист и художник.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

История вопроса. В 1977 г. в Екатеринбурге был снесен особняк Ипатьева, представляющий в историческом смысле ценность как место гибели последнего императора России и его семьи. Воссоздание его на сохраненном фундаменте - дело несложное для строителей и архитекторов, но тормозится многие годы по причинам... По каким причинам воссоздание Дома Ипатьева до сих пор не состоялось - остается только догадываться... Возможно, это нежелание "ворошить" позорные страницы прошлого.

В 1992 году был проведен конкурс на проект памятника-храма, но он остался без победителя: предложены были только проекты обыкновенных церквей, без намеков на уникальность, на именно памятниковую сущность требуемого. Первое место не было присуждено никому... Далее годы были потрачены на борьбу между заинтересованными лицами: какой проект взять в основу дальнейших доработок, кому получить строительный подряд, кому быть хозяином будущего объекта и дивидендов от его эксплуатации и так далее, кому, наконец, владеть землей под ним...

Однако, не всех занимали эти "шкурные" вопросы. Так, редакция газеты "Вечерний Свердловск" тогда же, публикуя результаты конкурса, была солидарна с его жюри. А художник редакции предложил интересную идею: все проекты конкурса воплотить в новом проекте - поставить семь храмов полукольцом, обнимающим Ипатьевский Дом, как идейный центр такой композиции. Такое семихрамие создало бы неповторимый ансамбль с имеющимся храмом Вознесения Господня, доминирующим над всей площадью.

Необычное решение художник нашел и для главного - для памятника-храма: пристроить к собственному дому храмовую часть в виде высоких стен увенчанных куполами - но... в виде свечей и огней над ними. Материал - молочное стекло стен и золотистое стекло куполов - давал бы эффект горящих вечных огней памяти, поминовения, напоминания...

Такой храм в традиции российского зодчества --если посмотреть на храм-памятник на Красной площади Москвы: та же ассоциация со сплоченными воедино свечами разного размера. Да и любой златоглавый православный храм на Руси - разве не свеча вечного огня?.. Моральный аспект вообще однозначно звучит именно набатом: впадем в дикость беспамятства или чрез покаяние возвысим души свои и грядущих наших, войдем в новое тысячелетие цивилизованной Россией.

Площадь на Вознесенской горе, где проклятое место мы обязаны преобразить в место святое - это дело чести Екатеринбурга, если он хочет в самом деле закрепить за собой складывающийся статус третьей столицы России... Конкретное предложение сегодня может быть таким: Приостановить исполнение строительства церкви на месте Дома Ипатьева, если это началось.

Провести специальное расширенное заседание Градостроительного совета типа Круглого Стола, где рассмотреть описанное выше в общих чертах предложение, которое до сих пор полностью игнорировалось всеми, получившими материал от автора, не было удостоено никакого официального компетентного обсуждения, утаено по существу от общественности и специалистов города.

Предварительно собрать через средства массовой информации мнения горожан и учесть их оценки проекта, предложенного "Вечерним Екатеринбургом", его художником-ветераном Петром Владимировичем Евладовым. Данные в этом письме сведения и суждения просим считать таким приглашением - ждем от граждан писем по адресу: 620063, Екатеринбург, а/я 925,