К 100-летию убийства Царской семьи Следственный комитет России и Московская Патриархии сделали новые заявления по «екатеринбургским останкам» …

В Следственном комитете Российской Федерации продолжается расследование уголовного дела об убийстве членов Российского Императорского дома в 1918 году, говорится в заявлении официального представителя СК России Светланы Петренко, опубликованном на официальном сайте Комитета.

Для выяснения всех обстоятельств гибели и захоронения членов Царской семьи, разрешения споров, возникших в связи с идентификацией останков группы лиц, обнаруженных под Екатеринбургом, следствием заново исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, проведен комплекс следственных действий и экспертных исследований.

«В настоящее время заключениями комплексных комиссионных молекулярно-генетических экспертиз подтверждена принадлежность обнаруженных останков бывшему Императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения. Согласно выводам молекулярно-генетической экспертизы 7 из 11 обнаруженных останков соответствуют семейной группе - мать, отец, четыре дочери и сын. Результаты сопоставления генетических профилей костных останков и образцов от живущих в настоящее время родственников семьи Романовых как по отцовской, так и по материнской линиям подтверждают, что останки принадлежат Николаю II и членам его семьи», - говорится в заявлении.

Кроме того, сообщает Следственный комитет, «из заключения молекулярно-генетической экспертизы по установлению биологического родства Императора Александра III (эксгумирован в Петропавловском соборе г. Санкт-Петербурга) и погибшего человека, идентифицированного как бывший Император Николай II, следует, что они являются родственниками на уровне отец - сын».

После завершения двух повторных комиссионных медицинских (антропологических), автороведческой и историко-архивной судебных экспертиз по уголовному делу будет принято итоговое процессуальное решение. К производству данных экспертиз привлечены видные ученые, для разрешения поставленных вопросов ими изучается и систематизируется около 2 тысяч документальных первоисточников, в том числе обнаруженных в зарубежных архивах и музеях и никем не исследованных.

Заявление пресс-службы Следственного комитета прокомментировали официальные представители Церкви.

В распространенном заявлении председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды говорится: «Мы со вниманием относимся к новости о подтверждении молекулярно-генетическими экспертизами принадлежности обнаруженных останков бывшему императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения». Представитель Церкви также поблагодарил сотрудников Следственного Комитета и экспертов «за ответственные труды, атмосферу открытости и взаимопонимания, в условиях которых проводятся экспертизы».

В свою очередь пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил ТАСС: «Патриарх хочет добиться правды. У него самого был список из десяти вопросов, которые он задавал экспертам. Он человек очень тщательный, любящий детально во всем разобраться. Нет никакой презумпции в позиции Патриарха. Священноначалие хочет, чтобы заключение Церкви, которое будет делаться на Архиерейском Соборе, было основано в том числе на объективных заключениях экспертов и не подвержено никаким политическим давлениям».

Священник добавил, что «окончательная позиция Церкви по этому вопросу будет выражена на Архиерейском Соборе. Собор в течение ближайшего времени не предвидится. Поэтому даже если будут завершены экспертизы, которые уже, как я понимаю, закончены на 90%, их итоговое оглашение будет на Архиерейском Соборе». Касаясь проведения генетических исследований отец Александр отметил, что они ведутся максимально скрупулезно и независимо: «Генетические экспертизы разнесены по двум крупнейшим в мире научным центрам, их сведения зашифрованы друг от друга».

Разговоры о том, что результаты генетических экспертиз получены, и они подтверждают подлинность останков, ходили давно. И вот теперь эти разговоры получили подтверждение от официального представителя Следственного комитета. Это хорошо, но этого явно недостаточно. Экспертиза должна быть опубликована, чтобы специалисты не согласные с этой версией, могли ее досконально изучить и выразить свое отношение к выводам экспертов. Отсутствие официального документа по итогам экспертного заключения порождает всякие домыслы и поверхностные суждения, которые многие принимают за правду. Подчеркнем, что тут важно именно мнение специалистов, а не всякого, кто считает себя без каких-либо оснований «экспертом в области генетики».

Нужно также иметь в виду, что генетическая экспертиза, хотя и чрезвычайно важный аргумент в доказательстве подлинности останков, но не может рассматриваться, в духе печальной памяти прокурора Андрея Вышинского, «царицей доказательств». Некоторые таковой предлагают считать историческую экспертизу, что тоже неправильно. Никакая экспертиза в отдельности не может быть «царицей доказательств», только весь комплекс экспертиз. Слава Богу, что это понимает и Следственный комитет, в заявлении официального представителя которого подчеркнуто, что окончательное решение следствие примет после завершения всех экспертиз.

К сожалению, такого здравомыслия и трезвомыслия, которое демонстрирует Следственный комитет не видно среди тех, кто должен его проявлять в первую очередь - среди почитающих Государя представителей православной общественности. Тут мы видим неистовую борьбу за «свою правду» разных партий, неспособность слышать аргументы друг друга, о чем уже доводилось писать.

В условиях разделения православной общественности по вопросу об останках важно, что Святейший Патриарх устами своего пресс-секретаря подтвердил еще раз свою твердую позицию: нет нужны торопиться в этом сложном вопросе, нужно тщательно разбираться во всех вопросах, выслушать аргументы всех экспертов. В нынешних условиях это - самая здравая позиция.

В столетнюю годовщину злодейского убиения св. Царственных Страстотерпцев будем молиться Государю и его Святой Семье о вразумлении нас грешных, чтобы нам, современным православным русским людям, в мире и согласии прийти к единому мнению о многострадальных «екатеринбургских останках».