05 октября 2000 г. начнуться проектные работы по Храма в честь Царя-мученника в Рязани. Архитектор Камышанов К.Е воплопил в своем проекте сокровенные мысли по Святому страcтотерцу Николаю II, его жизни и смерти. Самые общие черты облика храмы были сообщены руководителю церковной "десятки" старцами, у которых он окормляется.

1.Это будет небольшой комплекс, состоящий из главного храма посвященного Царю-мученику, малого храма, который по распространенной сейчас практике нового церковного строительства, будет возведен в первую очередь, дома настоятеля и вспомогательных сооружений. То есть, храм будет частью автономного комплекса.

2.Главный храм будет многопрестольным. Кроме основного там обязательно должен быть престол, посвященный Богородице (возможно в честь Державной иконы). Перечень престолов вскоре должен быть утвержден нашим архиепископом).

3.Размер основного храма 18х38 метров. Высота, к сожалению, ограничена требованиями военных летчиков и не должна превышать 20ти метров. Таким образом, для того чтобы проработать этот приземистый массив мне нужно будет применить разбиение объема на систему связанных между собой архитектурных блоков увенчанных главами.

4. По данному благословению храм должен напоминать Храм Спаса-на-крови или Покровскую церковь на Красной площади (храм Василий Блаженного) в Москве. Решение облика малой церкви предоставлено на мое усмотрение.

Промыслом Божиим в прошлую осень я ездил по приглашению некоторых лиц и по благословению о. Николая с острова Залит в Екатеринбург. Как мне сказали для проектирования храма на месте гибели царской фамилии. К сожалению, принимавшая сторона не имела для такого приглашения достаточных полномочий, и все было основано на субъективном перетолковании благословения досточтимымых и полномочных церковных лиц из Патриархии и Екатеринбургской епархии. В месте с тем промысел Божий дал мне почти год на размышление об образе будущего храма. Вот вкратце эти соображения:

I. Для Екатеринбурга:

Храм в обязательном порядке должен находиться на месте расстрела. Так как это место является местом вхождения Царя в райские обители то и храм должен быть исполнен радости. Ничто в его теле не должно усугублять и развивать тему безысходности и страха перед силами, добившимися временного торжества во зле. К сожалению, рассматривание ужаса ритуального убийства заслоняет факт торжества мученичества перед Богом в вечности. Что ж грустить о том, что Николай Александрович обрел здесь Царствие небесное? Поэтому в новом храме ни в коем случае не должно быть мемориальной комнаты убийства. И совершенно не допустимо, как этого желают некоторые интеллигенты из Екатеринбурга, открытие такого музея в недрах церкви для массового посещения поклоняющихся, любопытсвующих и тем более злорадствующих лиц. Камерный храм в крипте должен местом говорящим верным о таинстве обретения жизни вечной через высокую жертву. Здесь для Царя открылась райская дверь и этим чудом должен вдохновляться будущий архитектор этого храма. Верхний храм должен соответствовать тому факту, что место является ключевым в истории современной России.

Идеи для образа храма следующие:

1. Этот храм может явиться нашим духовным подарком Царю. Мы знаем, что Он покровительствовал строительству известных церквей. Большинство этих храмов имеют нечто общее. Таким образом, можно предположить о том, что нравилось Николаю II. Это темы древнерусской северной, новгородской, архитектуры выраженной пластическими средствами русского модерна. Например, собор в честь Фёдоровской иконы Божией матери. То есть сделать то, что могло бы понравиться Николаю Александровичу.

2.Осуществить идею преобразования дома Ипатьева в храм. Низ церкви мог бы начинаться в объёмах этого здания, а потом перетекать в собственно церковные формы.

3.Реализовать в храме понимание народом факта цареубийства выраженного ранее в идее церкви Спаса-на-крови: вхождение в райские палаты, спустившиеся с небес. Торжество святого мученичества. В любом случае проект не должен быть официозным. Вы понимаете, о чем я говорю. Интимность и таинственность, радость и сила Духа должны торжествовать в его формах.

Для Рязани:

1..Учитывая необычность требования и некоторого конфликта вытянутого плана (18х36) и необходимого некоторого равностороннего столпообразного шатрового объема мне показалось интересным решение подобной проблемы в архитектуре Воскресенского собора в Новом Иерусалиме (Подмосковье). Так что церковь будет иметь в плане крест, а в объеме комбинацию шатра и окружающих его глав и звонницы. помня, что Воскресенский собор имел, в свою очередь образцом храм Гроба Господня в Иерусалиме здесь возникают очень интересные параллели обращенные не только в глубь истории, но в будущее. Вокруг храма должен быть разбит сад, напоминающий о горнем райском вертограде. Это отдельная увлекающая меня тема. Посылаю вам вид моего проекта сделанного четыре года назад для районного города рязанской области в развитие темы столпообразных храмов представляющих архитектурную интерпретацию Небесного Иерусалима.

Я думаю, что проектирование займет примерно три месяца. Если вас заинтересует изложенные здесь соображения, пожалуйста, сообщите об этом и я по окончании проектирования пришлю вам вид будущего храма.

Архитектор Константин Евгеньевич Камышанов.