Е.Ю.Апкаримова

(Екатеринбург)

 

"В увековечение памяти Государя Императора Александра II"

 

Память о любом историческом событии персонифицирована. Особое место в исторической памяти занимал и занимает образ монарха-реформатора. Этот образ являлся символом национального единства. Организация различных верноподданнических мероприятий (в частности, строительство памятников и церквей в честь отдельных представителей царской семьи и дома Романовых в целом) способствовала сохранению исторической памяти российских граждан. Такие мероприятия проводились по инициативе самих граждан с участием в них институтов местного самоуправления (в том числе сословных обществ). Цель предлагаемого доклада — на примере конкретных фактов проанализировать, каким образом горожане стремились увековечить память об Александре II, с именем которого связаны Великие реформы в истории российского государства, и, в частности, выявить роль органов городского самоуправления в этих начинаниях.

В докладе Пермской городской управы за 1901 г. представители городской власти, заглядывая на десятилетия вперед, отмечали: "... несомненно, история России будет вносить на свои страницы отметки о тех или иных знаках воспоминания русским народом знаменательного дня 19 февраля 1861 года"1. Историки действительно вносят на страницы истории России отметки о тех или иных знаках воспоминания русским народом о Романовых (в частности, об Александре II, отмене крепостного права и других его преобразованиях).

Г.Н.Ульянова на примере Московского купеческого общества рассмотрела перечень проводившихся в последней трети ХIХ — начале ХХ вв. подписок для сбора благотворительных средств на различные цели. Например, в 1881 г. проходил сбор средств на сооружение в Кремле памятника императору Александру II, на образование капиталов Общества улучшения народного труда в память Александра II; в 1889 г. — на создание памятника императрице Марии Федоровне; в 1894 г. — на устройство в Москве памятника императору Александру III, в 1912 г. — на постройку храма в Петербурге в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых и на празднование 300-летия дома Романовых2.

Такого рода начинания носили всероссийский характер. Подписку на сооружение памятника Александру II в 1881 г. объявил московский генерал-губернатор В.А.Долгоруков. Он разослал в сословные органы самоуправления и другие представительные организации сообщение о том, что в Москве под его руководством образовался особый комитет для организации работы по сооружению в Кремле памятника Александру II, "для чего и открыта во всей Российской Империи подписка для сбора пожертвований". Купеческому и Биржевому обществам предлагалось принять участие в "столь высокопатриотическом деле". Общества откликнулись и в итоге собрали чуть больше 5000 руб. Благодаря пожертвованиям этих и других обществ памятник был сооружен. Его торжественное открытие состоялось в 1898 г.3.

На призывы столиц об увековечении памяти Александра II активно откликалась провинция. 26 марта 1881 г. Орловская городская Дума постановила отчислить из городских доходов 200 руб. на строительство церкви на месте гибели императора и 100 руб. на сооружение ему памятника в стенах Московского Кремля. Были совершены и личные пожертвования. Собранные средства на строительство церкви, 323 руб. 93 коп., были перечислены Орловской управой в городскую управу Санкт-Петербурга, а 203 руб.17 коп. на сооружение памятника — в Орловское уездное казначейство4.

Формы воплощения исторической памяти об Александре II были самыми различными. Так, в конце 1881 г. по инициативе почетного гражданина города Уржума Н.И.Сагадакова местная городская Дума решила создать благотворительное общество "для призрения неимущих в память 25-летия царствования в Бозе почившего государя императора Александра II". 3 декабря 1881 г. в Думе постановили отчислить из городских сумм 500 руб. в фонд этого общества. 29 апреля1882 г. совет Уржумского благотворительного общества уже просил думу об уступке ему "в пользование" земли для огорода до 400 кв. саженей. Дума пошла навстречу обществу и выделила ему землю. Кроме того, Уржумской городской управой в 1882 г. было собрано по добровольной подписке и перечислено10 руб. 30 коп. на сооружение в стенах Московского Кремля памятника Александру II5.

Во многих других уголках огромной Российской империи немало различных "памятников" было построено в честь Александра II. Их открытие всегда являлось долгожданным торжественным событием. В качестве примера достаточно привести отрывки из произнесенной 10 октября 1882 г. речи Иоанна Ильича Сергиева (св. Иоанна Кронштадского) в день освящения Дома трудолюбия в Кронштадте, устроенного в память императора Александра II. Иоанн Кронштадский кратко осветил историю создания и цель устройства Дома трудолюбия: "Вот для таких-то людей, именно для мещан и мещанок города Кронштадта, приписанных к нему в шестидесятых годах во множестве несоразмерном, и влачащих нищенскую, скитальческую жизнь, не имеющих к чему приложить свои и смышление, свой труд, особенно осенью и зимою, — Кронштадтское церковное приходское попечительство, с помощию Божиею, с разрешения высочайшей власти, при покровительстве и содействии Высочайших особ при доброхотном подаянии лиц всякого сословия устроило и учредило в Кронштадте Дом трудолюбия... . Этот Дом устроен в память покойного государя императора Александра II, по истине называемого народо-любивым"6. Следует отметить, что большое значение при практическом осуществлении подобных мероприятий имело разрешение и содействие со стороны здравствовавших представителей дома Романовых.

Повествуя о трудностях в ходе строительства здания для Дома трудолюбия, Иоанн Кронштадский напомнил о печальном для горожан событии: новое трехэтажное здание, в котором должен был разместиться Дом трудолюбия, обгорело. Однако горожане вновь взялись за работу. Не только местные жители пожертвовали свои средства на это благое дело: "Справедливо уповая, что народ русский, столько любивший покойного государя, не откажет ради дорогого для России имени Императора Александра II принести свои лепты на сооружение в честь и память его достойного, человеколюбивого памятника члены попечительства отправились в обе столицы России с предложением разным лицам всякого звания, состояния и вероисповедания — о пожертвовании, — и Бог отверз сердца добрых, сочувствующих человеколюбивому делу людей; жертвы стали поступать отовсюду, и в конце концов попечительство стало в силах восстановить разрушенное пожаром здание, и привести его к счастливому и прекрасному концу"7. Здание освятили "посредством торжественной молитвы и окропления его святою водою"8.

В дальнейшем оказалось, что "заветные желания и благотворительная цель попечительства не были достигнуты"9. До 100 и более бедняков ежедневно работали в Доме трудолюбия. Дети бедных родителей посещали школу попечительства (в том числе в этом учреждении воспитывалось10 круглых сирот). Св. Иоанн имел основания утверждать: "Священная память покойного благочестивейшего Государя-мученика таким образом в Кронштадте упрочена созданием в честь его благотворительного учреждения. Русский человек, принесший охотно свои жертвы на создание этого памятника, оказался и здесь на высоте своей преданности и любви к почившему в Бозе монарху, своей исторической преданности престолу. Теперь остается только поддерживать нравственно и материально это почти единственное учреждение в России"10.

При выборе конкретных способов воплощения исторической памяти горожане руководствовались национальными народными ценностями, которые базировались на православной этике. Часто горожане прибегали к самым различным формам благотворительности. Например, в 1880 г. в связи с празднованием 25-летия царствования Александра II шадринцы увеличили число кроватей (до 25) в городской Александровской богадельне. Первоначально при ее открытии (в 1853 г.) их было только 1011.

В память об Александре II горожане жертвовали средства на церковные нужды (в частности, как уже отмечалось, на строительство новых православных храмов). По закону "издревле построенные благочестием усердием православных предков часовни в честь некоторых святых икон или в благочестивое воспоминание событий церковных или отечественных" полагалось сохранять, а "возобновлять" — с разрешения епархиального начальства. Построение новых таких часовен, отмечалось в строительном уставе, могло быть "допускаемо не иначе, как по самым достойным уважения причинам, с разрешения также епархиального начальства, а в столицах — с Высочайшего соизволения"12. Увековечение памяти великого царя-реформатора, безусловно, относилось к числу "достойных уважения причин".

Уральский материал свидетельствует, что органы городского самоуправления всегда поддерживали жителей или сами проявляли инициативу в устройстве православных храмов в память об Александре II и его Великих реформах. В Екатеринбурге, в самом центре города, расположена Александро-Невская часовня, построенная в память отмены Александром II крепостного права. Ее заложили в 1881 г. Строительство часовни завершилось только в 1890 г. Она выстроена в неорусском стиле, нетипичном для церковной архитектуры Екатеринбурга13.

13 октября 1881 г. Уфимская городская дума на заседании единогласно решила возвести в г. Уфе, на Верхней торговой площади, каменную часовню в честь Св. Александра Невского и "в увековечение памяти государя императора Александра II". Сами гласные пожертвовали на это 1650 руб. При городской управе была организована подписка для сбора пожертвований на строительство церкви. Готовность участия в этом деле проявили местные сословные общества. В частности, ремесленное общество приняло решение о приобретении для нее иконы святого, благоверного князя Александра Невского в серебряных ризе и киоте, "стоящих до 500 руб., с тем, чтобы пред этой иконой, на средства того же общества, поддерживалась неугасимая лампада"14. Мещанское общество выделило 500 руб. в пособие городскому обществу на сооружение этой часовни15. Закладку каменной часовни организовали на второй день празднования 300-летнего юбилея г. Уфы (9 июля 1886 г.). Однако финансов было явно недостаточно. На предложение городского головы о пожертвовании дополнительных средств на сооружение часовни в частном порядке откликнулись представители купечества, например, три местных купца сразу пожертвовали на это 650 руб.16. На время празднования юбилея была возведена временная деревянная часовня17.

Постройка каменной часовни в память Александра II на Верхней торговой площади в Уфе обошлась городскому общественному управлению в 10044 руб. 96 коп.18. Камышловская городская Дума на заседании 20 января 1881 г. поддержала предложение горожан построить церковь в честь столетнего юбилея города, который отмечался 29 января 1881 г. Постановление "думцев": "воздвигнуть на нижней городской площади каменную церковь в честь Святого благоверного великого князя Александра Невского". В журнале городской Думы отмечалось: "Да пребудет она вечным памятником и в отдаленном нашем потомстве, постоянно укореняя веру в Бога и любовь к царю помазаннику Божию, отеческой и благотворной заботливости которого обязан наш город и все государство своим благосостоянием, чрез введение новой судебной реформы и самостоятельного городового управления и "ныне 29 августа повелено приступить к безотлагательной постройке железной дороги Екатеринбургско-Тюменского участка, город наш получает новое влиятельное значение в торгово-промышленном отношении"19. Городская управа составила адрес императору, в котором просила Александра II о "соизволении" "церковь наименовать во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского, в память двадцатипятилетнего царствования" самого императора и "столетнего существования города Камышлова"20. Строительство церкви во имя благоверного князя Александра Невского в Камышлове в память государя императора Александра II было окончено в 1885 г., и 20 мая этого года ее освятил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Нафанаил21.

Таким образом, еще современники по достоинству оценили значение преобразований Александра II в истории России. Современные специалисты, анализируя роль императора Александра II в проведении Великих реформ 60–70-х годов ХIХ века в России, подчеркивают важную роль "личного" фактора в истории. В частности, по мнению Л.Г.Захаровой, "непреклонная решимость Александра II отменить крепостное право в условиях самодержавно-монархического строя России являлась в течение всего периода подготовки крестьянской реформы главным гарантом ее осуществления"22. Думается, и другие реформы не смогли бы реализоваться, если бы не осознание Александром II потребности в цельном реформаторском курсе и его твердая воля при проведении намеченных преобразований в жизнь.

 

Примечания

1 Журналы Пермской городской думы за 1901 год. Пермь, 1902. С.37.

2 Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей: 1860–1914 гг. М., 1999. С.122–125.

3 Там же. С.127.

4 Отчет о деятельности Орловской городской управы о состоянии подведомственных ей частей за 1881 год. Б/м., б/г. С.3.

5 Денежный отчет Уржумской городской управы за 1872, 1873, 1874 и 1882 годы, отчет о деятельности управы, журнал городской думы за 2-е мая и отчет Уржумского городского банка с докладом членов ревизионной комиссии. Казань, б/г. С.24–25.

6 Полное собрание сочинений прот. Иоанна Ильича Сергиева. Т.3. СПб., 1994. С.147.

7 Там же. С.147–148.

8 Там же. С.148.

9 Там же. С.149.

10 Там же. С.150.

11 Миненко Н.А., Федоров С.В. Город на Исети: страницы шадринской летописи. Шадринск, 1997. С.106.

12 Устав строительный // Свод законов. Кн.IV. Т.ХI. Ч.III. С.225.

13 Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995. С.78–79.

14 РГИА. Ф.1287. Оп. 40. Д.2042. Л.2–2 об.

15 Там же. Л.16.

16 Там же. Л.19–19 об.

17 Там же. Л.12 об., 20 об.–22 об.

18 Там же. Л.37.

19 Там же. Д.1934. Л.1–3.

20 Там же. Л.7–7 об.

21 Там же. Л.17.

22 Захарова Л.Г. О "личном факторе" в истории: роль императора Александра II в проведении Великих реформ 60–70-х годов ХIХ века в России // Уральский исторический вестник, (1). Екатеринбург, 1994. С.56.