Е.Н.Монахова

(Москва)

 

"Нас жаловал страдальца сын…"

(Христианская святыня рода Романовых и рода Пушкиных)

 

Одеяние нетления, спасительного целения всем человеком, Владыко, даровал еси Твое Божественное сокровище — честную Ризу, яже есть хитон, ею же живоносную и святую Плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси. Сию желанием приемлюще, светло празднуем, страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе, зовем Ти, Христе: сохрани в мире святителей и вся люди по велицей Твоей милости.

Кондак, глас 5.

(Из праздничного песнопения на день Положения Ризы Господней в царствующем граде Москве).

 

В книге духовного писателя А.Н.Муравьева "Путешествие по святым местам русским" есть описание того, как наследник цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) в сопровождении митрополита и своего воспитателя — поэта В.А.Жуковского обозревал в 1837 г. святыни Успенского собора Московского Кремля. (Вспомним при этом, что А.С.Пушкин приветствовал вышедшее в свет в 1832 г. одно из сочинений А.Н.Муравьева словами: "С умилением и невольной завистью прочли мы книгу…)1.

Автор, присутствовавший при посещении наследником Кремля, предельно точен в передаче всех подробностей исторического события: "Под сению медного, искусно изваянного шатра Филаретова, рассказывал Митрополит Великому Князю, как принесена была в дар царю Михаилу Феодоровичу и патриарху отцу его, честная Риза Господня, в которую Шах-Аббас персидский взял из Мцхетского собора, в завоеванной им Грузии, и что ныне часть ее хранится в алтаре вместе со святым гвоздем и иными святыми мощами, часть же в Петербургском придворном соборе. Его Высочество вспомнил, что при крещении каждого Императорского младенца, полагают ему в крест малую частицу от Ризы Господней; так простирается благословение Патриаршее на все его потомство"2.

Династия Романовых была освящена величайшей святыней христианского мира. Но и род московских бояр Пушкиных, происходивших от легендарного "мужа честна" Радши, также имел — и передавал по наследству от поколения к поколению — частицу Ризы Господней.

Свидетельство об этом находим в воспоминаниях дочери Наталии Николаевны Пушкиной (во втором браке Ланской) — А.П.Араповой: "В роде Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения Ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета"3.

В нескольких публикациях нами уже делались предположения, кто именно из рода Пушкиных — по благословению свыше — мог получить этот бесценный дар: частицу Ризы Спасителя, после прибытия ее в Москву с посольством персидского шаха Аббаса, жестокого гонителя христиан и покорителя Грузии, где он и овладел святыней, хранившейся почти пятнадцать веков в Мцхетском соборе Свети-Цховели. История Ризы Христовой восходит к Евангельскому повествованию, согласно которому Хитон — Риза Господня — по жребию досталась одному из воинов: "Итак, сказали друг другу, не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: "разделили ризы Мои между собою и об одежде моей бросали жребий" (Иоанн. 19, 24).

Подробные сведения об обстоятельствах перенесения Ризы из Иерусалима в Грузию, а впоследствии в Россию содержатся в работах архимандрита Августина (Никитина), опубликованных в последние годы4. 1625-й г. стал знаменательной датой в истории России и Русской Православной Церкви: весной посольство шаха Аббаса прибыло в Москву, торжественно встреченное недалеко от Донского монастыря патриархом Филаретом и его сыном Михаилом Романовым, которые положили "пребогатое сокровище" в Успенском соборе Кремля5.

С этого момента от Ризы Господней стали отделять малые частицы и хранить их в окладах икон, в нательных крестах и ладанках. Части Ризы, так долго хранимой на Кавказе, были положены в храмах Киева, Ярославля, в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, в селе Работки на Волге, на Кий-острове в Белом море, а после основания Санкт-Петербурга — в Петропавловском соборе и в церкви Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце. До настоящего времени нет исчерпывающих данных о всех местах, где хранились благоговейно отъятые от великой святыни частицы. В нескольких русских родах — об этом известно сейчас очень немного — они стали передаваться от поколения к поколению. И прежде всего — в царском роду Романовых, которые видели в этом знак особой милости Божией и Патриаршее благословение.

Знаменательно, что и род Пушкиных, давший миру гениального поэта, был освящен наследственной святыней — частицей Ризы Господней, "одежды исцелений", как именуют ее в богословской литературе6.

Прямых указаний в текстах А.С.Пушкина, так хорошо изученных за полтора столетия, на Ризу Господню, положенную в Успенском соборе, и на семейную святыню нет, правда, обращают на себя внимание слова из исторической трагедии "Борис Годунов":

Патриарх. (…)

…Бесовский сын, расстрига окаянный,

Прослыть умел Димитрием в народе;

Он именем царевича, как ризой

Украденной, бесстыдно облачился:

Но стоит лишь ее раздрать — и сам

Он наготой своею посрамится7.

Вопрос об отношении поэта к наследственным святыням еще недостаточно исследован. Но, безусловно, поражает воображение то обстоятельство, что автору таких произведений, как стихотворения "Пророк", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Отцы пустынники и жены непорочны…", "Мирская власть", "Памятник", "Маленькие трагедии", "Борис Годунов", роман "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", повесть "Капитанская дочка" и многих других непревзойденных шедевров мировой литературы, Благое Провидение предназначило хранить частицу Ризы Спасителя, молиться перед ней и передать ее своим потомкам.

Что же касается времени получения им ладанки с грубо гравированным Всевидящим Оком, то, думается, А.П.Арапова допустила неточность: Пушкин не "всю жизнь" владел святыней предков, а с определенного момента, точнее, с лета 1830 г. — после похорон любимого дяди Александра Сергеевича — поэта Василия Львовича Пушкина, старшего в роде и не оставившего законных наследников. Похоронили же В.Л.Пушкина на кладбище московского Донского монастыря, недалеко от которого находится церковь Ризоположения, возведенная по приказу Петра I на месте встречи Ризы Господней патриархом Филаретом и Михаилом Романовым.

Достоверно известно, что по наследству от дяди к А.С.Пушкину перешла гербовая родовая печать, ныне находящаяся в собрании ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома). Ответ же на вопрос, где в настоящий момент может сохраняться ладанка Пушкиных с частицей Ризы Господней, остается открытым. В разных публикациях нами делались предположения по этому поводу8, но пока они никак не подтверждены. С другой стороны, в последнее время мы стали получать сведения о том, что ладанка А.С.Пушкина сохранилась в семье потомков поэта, ныне проживающих в Москве, но лично удостовериться в этом мы пока не могли. Остается ждать неопровержимых доказательств и продолжить изыскания.

Что же касается первых Пушкиных, получивших частицу Ризы Господней, то здесь также открывается широкое поле для предположения. Представим себе 1625 г., Москву, Успенский собор. Существует икона, датируемая 1627-м г., на которой изображен момент Положения Ризы в Успенском соборе Кремля. В центре, под медной сенью, стоят друг против друга патриарх Филарет и сын его, государь Михаил Федорович. Патриарх полагает Ризу в драгоценный ковчег. Сень окружена духовными и светскими лицами — целой толпой. Здесь с полсотни их, и все они изображены портретно, узнаваемо. Нетрудно вообразить в этой толпе и бояр Пушкиных, предков поэта. В строках стихотворения "Моя родословная" он говорит о времени вступления на русский престол новой династии:

Когда Романовых на царство

Звал в грамоте своей народ,

Мы к оной руку приложили,

Нас жаловал страдальца сын,

Бывало нами дорожили…9.

Эти слова написаны 3 декабря 1830 г., когда, по нашему предположению, Александр Сергеевич уже был счастливым обладателем семейной святыни после дяди В.Л.Пушкина. Связь ее с началом царствования Романовых была им вполне осознана.

Заглянем в родословную роспись Пушкиных, потомков Радши, Радшичей. Наше внимание привлечет XIV колено и, может быть, XIII — это современники первых Романовых, царя Михаила и патриарха Филарета10. В XIV колене находим Гавриила Владимировича, дворянина московского, патриаршего стольника. О его родном брате, Андрее Владимировиче, известно, что он также был стольником патриарха в 1629 г. Борис Иванович Пушкин находился среди лиц, взятых в плен вместе с патриархом Филаретом, и 10 лет провел в Польше. Все трое были прямыми предками поэта — в XIV колене таковым являлся Петр Тимофеевич Пушкин Черной (или Толстой). В 1625 г. он находился в Тюмени и уже потому не мог бы получить из рук царя либо патриарха ладанку с частицей Ризы Господней. Она, по-видимому, перешла потом от одной ветви Пушкиных к другой в какой-то нам пока неизвестный момент.

Многочисленный род бояр Пушкиных верно служил первым Романовым. При избрании на царство присутствовало семь его представителей. Их было бы гораздо больше и в момент Положения Ризы Господней, но многие служили на воеводствах, то есть в провинции11.

Григорий и Степан Гавриловичи, как и упомянутый Борис Иванович, делаются "советными людьми" царя Алексея Михайловича. Особенно выдвинулся Григорий Гаврилович по прозвищу Косой, который в 1625 г. значился стольником патриарха. В 1643 г. этот Пушкин был назначен к работам по возобновлению фресок Московского Успенского собора, и к жалованию его причислена придача в 30 руб. Известно, что он был послом в Швеции и Польше. За удачную посольскую службу Григорий Косой получил чин окольничего, затем был пожалован в бояре, заведовал оружейным и Ствольным приказами, управлял Золотой и Серебряной палатами; не имея потомства, он передал свои вотчины брату Степану и его сыновьям. А может быть, и семейную святыню?! Этот человек и его отец должны быть учтены нами как наиболее вероятные кандидаты на роль первых обладателей частицы Ризы Господней в роде бояр Пушкиных.

Отец, персонаж трагедии "Борис Годунов" — Гаврила Пушкин. В сцене "Лобное место" он обращает к собравшемуся народу пылкую речь:

Московские граждане!

Мир ведает, сколь много вы терпели

Под властию жестокого пришельца:

Опалу, казнь, бесчестие, налоги,

И труд, и глад — все испытали вы,

Димитрий же вас жаловать намерен,

Бояр, дворян, людей приказных, ратных,

Гостей, купцов — весь честной народ.

Вы ль станете упрямиться безумно

И милостей кичливо убегать?

Но он идет на царственный престол

Своих отцов — в сопровождении грозном.

Не гневайте ж Царя и бойтесь Бога,

Целуйте крест законному владыке12.

Предки поэта, перейдя на сторону самозванца, потом жестоко разочаровываются. А впоследствии, во время начавшейся Смуты и польской и шведской интервенции, стараются найти выход и помочь своему государству.

"Москва была освобождена Пожарским, — пишет А.С.Пушкин, — польское войско удалилось, король шведский думал о замирении. …Отечество отдохнуло и стало думать об избрании себе нового царя. Выборные люди ото всего государства стекались в разоренную Москву и приступили к великому делу. Долго не могли решиться; помнили горькие последствия двух недавних выборов. Многие бояре не уступали в знатности родам Шуйских и Годуновых …вдруг, посреди прений и всеобщего недоумения, произнесено было имя Михаила Романова. Михаил Федорович был сыном знаменитого боярина Федора Никитича, некогда сосланного царем Борисом и неволею постриженного в монахи…"13.

Первый государь из династии Романовых соцарствовал с родным отцом — патриархом Всея Руси — счастливое начало!

Об интересующем нас Гавриле Пушкине великий поэт, его потомок, в набросках предисловия к "Борису Годунову" сообщает следующее: "Я снова нашел его в Москве в числе военачальников, защищавших ее в 1612 г., потом в 1616, заседающим в Думе рядом с Козьмой Мининым, потом воеводою в Нижнем, потом среди выборных людей, венчавших на царство Романовых, потом послом…"14.

При Романовых этот предок Александра Сергеевича был жалован вотчинами, и в их числе селом Виноградовым Московского уезда, где выстроил церковь. Перед смертью принял схиму под именем Герасима. Умер в 1638 г. В набросках "Опровержения на критики" Пушкина читаем: "Гаврило Григорьевич Пушкин, тот самый, который выведен в моей трагедии, принадлежит к числу самых замечательных лиц той эпохи"15.

Итак, слова из "Моей родословной" 1830 г.: "водились Пушкины с царями", "нас жаловал страдальцев сын" (то есть сын патриарха Филарета Государь Михаил Романов — Е.М.), "бывало, нами дорожили" — имеют глубокий сокровенный смысл. Частица Ризы Господней в России XVII столетия могла стать достоянием какого-либо храма, рода или отдельного человека исключительно по воле Романовых — и никак иначе. Таким-то образом — но при пока не выясненных обстоятельствах — частица Ризы Спасителя перешла к предкам Пушкина и освятила род, который дал миру знаменитого поэта.

В наши дни, когда заканчивается небывалый по числу катаклизмов, "безумный", но вряд ли "мудрый" двадцатый век (определения, данные А.Н.Радищевым веку восемнадцатому), когда истекло второе тысячелетие христианской эры, а точка весеннего солнцестояния переходит из созвездия Рыб в созвездие Водолея, когда миновало двухсотлетие со дня рождения А.С.Пушкина — свидетельство о благоговейно хранимой им семейной святыне неожиданно приобрело новый смысл и остроту нашего сознания, казалось, перенасыщенного разнообразными сведениями о поэте и его наследии.

После первых наших публикаций и информации, переданной по радио и телевидению в начале 1996 г., стал ощутим резонанс, далеко не отзвучавший. История Ризы Господней, принесенной в Иверию воином-грузином, свидетелем распятия Христа, так долго хранимой в монастыре при слиянии Арагвы и Куры — Грузинская Православная Церковь и ныне утверждает, что Хитон Господень находится во Мцхете!16 — похищенной жестоким ханом Аббасом Персидским, из соображений дипломатии (а, возможно, и коварства: поссорить два христианских народа!) переданной им в дар русскому царю Михаилу Романову и его отцу и соправителю патриарху Филарету, с величайшим благоговением принятой ими и всем русским народом, только что пережившим смуту и иностранную интервенцию, по-новому поразилао воображение наших современников.

И прежде всего особый интерес возник в отношении того, сохранилась ли в Московском Кремлевском Успенском соборе Риза Господня после всех потрясений, которыми столь богат оказался XX в. Как бы в ответ на волнующий всех вопрос, особенно важный из-за причастности к нему имени А.С.Пушкина, Московская патриархия опубликовала следующие сведения, значение которых трудно переоценить:

"В описи Успенского собора Московского Кремля за 1701 г. упоминается пять ковчегов с восемью частями Ризы Господней (выделено мной — Е.М.); три ковчега хранились на так называемом Гробе Господнем, один в алтаре (в жертвеннике) и один в ризнице — дар последних царей. Позже две части Ризы были направлены в Петербург, одна — в Ярославль. Наконец, наступил момент, когда последний ковчег (ковчеги?) с Ризой был изъят из-под бронзовой сени и помещен на постоянное хранение в алтарь. …Раз в год, в праздник Положения Ризы Господней в Москве, ее из алтаря выносили и каждому новорожденному наследнику царского рода продолжали отделять частичку Ризы для ношения в нательном кресте, тем не менее представления о ней в народе становились все более расплывчатыми, легендарными, почти сказочными…".

По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени.

Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел редких металлов, где хранится и поныне17.

Последние слова — о сохранении до наших дней одной из величайших христианских святынь — звучат как ответ на вопрос, возбужденный новым интересом к Ризе Господней, частица которой почиталась и хранилась А.С.Пушкиным, прекрасно знавшим — думается, сомнений в этом быть не может — во многих подробностях историю ее Положения в Москве в 1625 г. (хочется прибавить — легко представить себе в Успенском соборе Кремля, у медной сени, где помещалась Риза, не только самого великого поэта, но и многих его современников: А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, П.Я.Чаадаева, братьев Киреевских и других замечательных людей того времени). Для православных христиан первой четверти XIX в. великое значение того, что "одеяние нетления", " одежда исцелений" — Риза Спасителя — являлась благодатию для России, было непреложной истиной.

В уже цитированном выше источнике дается глубокая характеристика Положения Ризы в Москве как исторического события и значения его для судеб России:

"Наконец, несколько слов о том особом значении, которое придавали на Руси обретению Москвой Ризы Христовой. Дар был осуществлен в марте 1625 г., но празднование "Положения Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве" со временем было перенесено с 27 марта на 10 (23, н.с.) июля. Произошло это не только потому, что март — месяц великопостный, но главным образом потому, что празднование Положения Ризы Христовой решено приурочить ко дню коронации царя Михаила Романова на царство (11 июля по старому стилю).

Подобно тому, как на заре тысячелетнего Византийского царства Божие благословение на грядущий период истории было явлено обретением святыми равноапостольными царицей Еленой и царем Константином Великим Честного Животворящего Креста Христова, так же и теперь, на заре нового периода русской истории, в муках рожденного кризисом Смутного времени, явление чудотворной Ризы Христовой Москве было понято как благословение царствующему дому и народу российскому на грядущие времена. Впереди было освоение Сибири, просвещение многих народов светом христианской истины, открытие Аляски; впереди было и новое открытие Европы, новая встреча с христианской культурой Запада. Особую споручницу в земных делах, близкую соучастницу в созидании земной истории видел в Ризе Господней и царь Петр Великий. Не случайно он в кризисный момент строительства государства, накануне основных своих побед, в стесненных материальных условиях отдает приказ строить в Москве каменный храм на месте встречи Ризы Спасителя, привезенной в Россию персидским посольством, — храм Ризоположения. Воздвигая этот храм на месте встречи Ризы Спасителя, великий царь как бы вспоминал слова Христа: «"Без меня не можете творити ничесоже" (Иоанн, 15,5), держась же за Ризу Христову, совершите многие славные дела. "И се, я с вами во все дни до скончания века" (Матфей. 28,20). Этот оттенок смысла — благословение царствующему дому, народу и государству — так и вошел в текст праздничного песнопения на день Положения Ризы Христовой в царствующем граде Москве»18.

Ныне, в последнее десятилетие XX в., привел нас в храм в праздник Положения Ризы Господней Александр Пушкин, завещавший своим потомкам помнить день 10 июля и "служить перед этой святыней молебен". Судьба пушкинской ладанки продолжает быть скрытой от нас, гений же поэта покорил весь мир. В 1996 г. в память о завещании его группа верующих литераторов, ученых историков отметила Праздник Ризоположения в Антониево-Сийском монастыре под Архангельском, в том самом монастыре, где провел годы ссылки сосланный Борисом Годуновым будущий патриарх Филарет, отец Михаила Романова, первого царя последней русской династии. Настоятель монастыря игумен Трифон (Плотников) с братией 23 июля (10 июля ст. ст.) отслужил панихиду по рабу Божию Александру. В стенах монастыря была также впервые проведена литературно-историческая пушкинская конференция.

Сейчас мы можем ожидать возвращения буквально чудом сохранившегося ковчега с Ризой Господней на ее историческое место — в алтарь Успенского собора Кремля. Как пишет современный богослов и историк: "Дай Бог, чтобы и мы сподобились поклоняться Ризе Господней в том соборном храме, куда она была изначально положена"19.

Удивительно, но образ Ризы Господней — она же хитон Господень — получает неожиданное освещение в пушкинистике. В.С.Непомнящий уподобляет эту священную реликвию… гению поэта! Он пишет: "Работу толкователя, будь то переводчик, артист, или, наконец, исследователь, можно уподобить работе портного, перешивающего платье: все распарывается по швам, детали кроя подгоняются по другой фигуре и сшиваются заново. Творения разных писателей поддаются подобной операции в разной степени; с Пушкиным она не удается вовсе — то есть может давать результаты наиболее фантастические, что скрыть невозможно, и отсюда распространенность формулы "мой Пушкин".

Пушкин и впрямь "сделан" как-то особенно, без швов. "Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху" и воины сказали: "не станем раздирать его, а бросим о нем жребий" (Иоанн. 19, 21–24). … Ведь никакое изучение, никакой вообще диалог невозможны без хотя бы некоторых ключевых и фундаментальных представлений о предмете, не зависящих от вкусов и истинных для всех: даже воины сошлись на том, что хитон не сшитый, а тканый, и согласились "не раздирать его"20.

Последнее: судьба одной из величайших святынь христианского мира сложилась в России неожиданным образом. От Ризы Господней стали отделять частицы и, на первый взгляд, способствовать ее исчезновению. Но при этом значение ее и благое воздействие во много раз возросло. Она стала входить как бы в самый воздух России, охранять целые поколения в семейных святынях — иконах, ладанках, крестах — и даже освящать русскую землю, так как в некоторых случаях при захоронениях по православному обряду эти кресты и ладанки оставлялись на теле усопших. Если вспомнить обычай вкладывать в крест или ладанку частицу Ризы Господней в царской семье Романовых, то можно прийти к выводу об освященности ею каждой могилы, каждого захоронения этой династии. Такой поворот темы приводит нас в Екатеринбург 1918-го г. Отдельного рассмотрения требует вопрос о судьбе частиц Ризы Господней из нательных крестов царской семьи Романовых, расстрелянных в подвале Ипатьевского дома. (С этим вопросом связан другой — о частицах Ризы Господней, принадлежавших Великим князьям и Великой княгине Елизавете Федоровне, погибшим в шахте под Алапаевском). Однозначно мы можем рассматривать чудовищные преступления — убийства Романовы (в Петрограде, Перми, Екатеринбурге, Алапаевске), совершенные на пике страшной смуты, намного превосшедшей по разрушительной силе то смутное время, которое привело эту династию на московский трон, как надругательство над Ризой Господней, данной России для сохранения от междоусобиц и братоубийственных войн. Эта тема присутствует в молитве Ризе и в праздничном песнопении на день Положения Ризы Господней в царствующем граде Москве:

"Днесь притецем, вернии, к Божественной и цельбоносной Ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившего сию плотию носити, и на Кресте Святую Свою Кровь излияти, ею же искупи нас от работы вражия. Тем благодаряще вопием Ему: спаси святителей и град, и вся люди честною Твоею Ризою защити, и спаси души наша, яко человеколюбец".

 

Примечания

1 Пушкин А.С. Путешествие к св. местам А.Н.Муравьева // ПСС в 10-и т. М.–Л., 1950–1951 гг. Т.VII. С.262. Далее все цитаты из этого издания обозначены Пушкин А.С. ПСС.

2 Муравьев А.Н. Путешествие по Святым местам русским. СПб., 1846. С.203.

3 Арапова А.П. Наталья Николаевна Пушкина-Ланская. М., 1994. С. 56; Анастасий, митрополит. Пушкин и его отношение к религии и Православной церкви. М., 1991. С.46.

4 Августин, архимандрит (Никитин). Риза Господня и Россия // Христианская культура. Пушкинская эпоха. СПб., 1996. Вып.X. С.10–25; Он же. Риза Господня и Россия // Духовный труженик А.С.Пушкин в контексте русской культуры. СПб., 1999. С.28–43.

5 Историческое сказание о Ризе Господа нашего Иисуса Христа, Сказание о Ризе Владычицы нашей Богородицы. М., 1897. С.19.

6 "Риза честная твоя, Владыко, яже Божественное и честное тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам" — "Положение Ризы Господней. Минея". 10 июля, Утреня, икос канона, из стихиры на Господи воззвах.

7 Пушкин А.С. ПСС. Т.V. С291.

8 Монахова Е.Н. Христианская святыня дома Пушкиных // Царскосельская газета. 1996. 4 февр. С.3; Она же. Святыня дома Пушкиных. Исследование. // Православная Москва. 1996. № 4. С.6; Она же. Христианская святыня дома Пушкиных // Христианская культура. Пушкинская эпоха. СПб., 1996. Вып.X. С.3–9.

9 Пушкин А.С. Моя родословная // ПСС. Т.III С.208.

10 Модзалевский Б.Л., Муравьев М.В. Пушкины. Родословная роспись. Л., 1932.

11 Грановская Н.И. "Род Пушкиных мятежный…". СПб., 1992. С.37.

12 Пушкин А.С. Борис Годунов // ПСС. Т.V. C.320.

13 Пушкин А.С. Москва была освобождена… // ПСС. Т.VIII. C.140.

14 Пушкин А.С. Наброски предисловия к "Борису Годунову" // ПСС. Т.VII. С.160, 733.

15 Пушкин А.С. Опровержение на критики // ПСС. Т.VII. С.194.

16 Православный календарь на 1996 год. Кострома, "Радонеж": 1 (14) октября. Явление Святого Столпа во Мцхете и под ним Хитона Господня (Груз.).

17 Энеева Н. Частица Ризы Спасителя — в Московском Кремле // Журнал Московской патриархии. 1996. № 7. С.73–74.

18 Там же. С.74.

19 Беляев С. Богослужение в честь Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля // Журнал Московской патриархии. 1996. № 7. С.78.

20 Непомнящий В.С. Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жребий России // Новый мир. 1996. № 5. С.162.