Концепция  Храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских

на месте сошествия Святого Царя Мученика Николая и Его Семьи на Уральскую Голгофу

 

История вопроса

Поезд прибыл рано утром 17 апреля по старому стилю на станцию Екатеринбург-1, где сопровождающий Царскую Семью Яковлев В.В. должен был передать Уралсовету Августейших Узников, но секретный литерный поезд из пяти вагонов ждала толпа (возможно тогда и была подготовлена расправа — Авт.). Пришлось объявить, что Романовы будут переданы то ли на Екатеринбург-2 (Шарташ), то ли на Екатеринбург-3 (нынешняя лесобаза на Восточной). Толпа ушла. Яковлев выбирает место — две версты не доезжая станции Екатеринбург-3.

«30 апреля, утром, без всяких приключений, — вспоминает Яковлев, — мы прибыли в Екатеринбург. Несмотря на раннее наше прибытие, екатеринбургские платформы были запружены народом. Как это вышло, что население узнало о нашем предстоящем приезде, мы не знали. Особенно большие толпы любопытных были сосредоточены на товарных платформах, куда пододвинули и наш состав. Поезд стоял на пятой линии от платформы. Когда нас увидели, стали требовать вывести Николая и показать им. В воздухе стоял шум, то и дело раздавались угрожающие крики: "Задушить их надо! Наконец-то они в наших руках!" Стоявшая на платформе охрана весьма слабо сдерживала натиск народа, и беспорядочные толпы начали было надвигаться на мой состав. Я быстро выставил свой отряд вокруг поезда и для острастки приготовил пулеметы. К великому моему удивлению, я увидел, что во главе толпы каким-то образом очутился сам вокзальный комиссар. Он еще издали громко закричал мне:

— Яковлев, выведи сюда Романовых, я ему в рожу плюну. Положение становилось чрезвычайно опасным. Толпа напирала и все ближе подходила к поезду. Необходимо было принять решительные меры. Я отправил к начальнику станции Касьяна с требованием немедленно поставить между платформой и составом какой-нибудь товарняк, а наш поезд отправить на станцию Екатеринбург-2.

Крики становились все больше грозными. Чтобы на время, пока придет Касьян, образумить толпу, я как можно громче крикнул своему отряду:

— Приготовить пулеметы! Это подействовало. Толпа отхлынула, по моему адресу тоже полетели угрожающие крики. Тот же вокзальный комиссар исступленным голосом вопил:

— Не боимся мы твоих пулеметов! У нас против тебя пушки приготовлены! Вот, видишь, стоят на платформе?

Я посмотрел в указанную им сторону. Действительно, там шевелились жерла трехдюймовок и кто-то около них копошился. Пока я таким образом обменивался любезностями, стараясь так или иначе выиграть время вернулся Касьян, который, несмотря на всю происходящую суматоху, добился от начальника станции исполнения нашего требования.

Тут же вскоре за приводом Касьяна мы увидели: в нашу сторону движется поезд. Через несколько минут мы были уже отделены от бушующей толпы стеной вагонов. Послышались крики и ругань по адресу машиниста товарного поезда, и пока толпа перебиралась в нашу сторону через буфера товарняка, мы, имея уже прицепленный паровоз, снялись с места и исчезли в бесчисленных путях Екатеринбургской станции, а через 15 минут были в полной безопасности на Екатеринбурге-2.

Посланный мною курьер в Совет к Белобородову вернулся и сообщил, что сейчас прибудут автомобили и представители Совета. Минут через 20 прибыли Белобородов, Голощекин и Дидковский, Белобородов вошел ко мне в вагон. Наша встреча была чрезвычайно сухая. Видно, Москва дала им всем хорошую головомойку — это чувствовалось по каждому шагу. Все формальности передачи Романовых председателю Уральского Совета проделаны были молча. Белобородов, как председатель Уральского Совета, написал расписку в получении от меня таких-то лиц.

Получив расписку от Белобородова, я передал им Романовых, а за ними сдал и остальных. Романовых отправили в Ипатьевский дом, а их придворных — в Екатеринбургскую тюрьму»

Присутствовавший при этом событии первый комендант Дома Особого Назначения А.Д. Авдеев в своих воспоминаниях уточняет:

«Поезд наш был остановлен недалеко от  товарной станции Екатеринбург-3 (нынешняя лесобаза на ул. Восточная), не доезжая 2 верст до Главного вокзала. Нас уже ожидали там товарищи Белобородов, Голощекин и Дидковский — руководители Уральского Совета. Вся территории станции была оцеплена красноармейцами.

Товарищ Белобородов объявил нам, что отсюда высадятся и поедут на автомобиле Николай его жена и дочь, а также багаж последуют до главного вокзала, где сойдут все остальные и выгрузят багаж. Это было сделано для того, чтобы отвлечь внимание публики, ожидавшей на Главном вокзале.

Все арестованные уже были одеты и готовы к выводу из вагона.

                Передав Яковлеву расписку о принятии бывшего царя, Белобородов пригласил Николая сесть в один из автомобилей, в который сел с ним сам и рядом усадил меня. На втором же автомобиле ехали Александра Федоровна, дочь Мария, товарищи Голощекин и Дидковский. По дороге товарищ Белобородов мне сказал, что постановлением областного исполкома я назначен комендантом "дома особого назначения", то есть того дома, где будет содержаться арестованной царская семья».

В 1927 году по заданию Истпарта была написана картина художником Пчелиным «Передача Романовых Уралсовету»

Историки долго спорили, где же то историческое место. Недавно представители Центра по расследованию обстоятельств гибели членов Семьи Дома Романовых, проведя анализ карт города и воспоминаний участников нашли это место. Стал вопрос о том, что бы его увековечить.

               Это место находится вблизи от угла улиц Шевченко (бывшей Харитоньевской) и Восточной. 30 апреля 2003 года по инициативе Центра «Судьба Династии» там была установлена памятная плита. 16 июля 2005 года екатеринбургские почитатели Царской Семьи вместе с настоятелем и прихожанами Свято-Успенского храма п. Новоуткинский воздвигли здесь деревянный крест с каменной Голгофой. Центр «Судьба Династии» совместно с верующими выступи инициатором воздвигнуть на этом месте Храм в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

 

Концепция Храма

 

Храм в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских на месте сошествия на Уральскую Голгофу последнего Русского Государя и Его Августейшей Семьи мыслится нами зримым символом народного почитания жертвенного подвига Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев: Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Подобно Храму Воскресения Господня в Иерусалиме будущий храм представляется нам местом молитвенного единства всех православных христиан.

            Подвиг Царской Семьи, согласно соборному мнению Матери Церкви, должен пробудить совесть всего русского народа. И только горячим почитанием невинно убиенных мы можем умилостивить Господа, Который, видя наше искреннее покаяние, простит нам тяжкий грех клятвопреступления и цареубийства.

         Посему с того места, где, преданный собственным народом, Помазанник Божий вступил на Уральскую Голгофу должно начаться истинное единение всех русских людей – «во отечестве и рассеянии сущих». Прежде всего, это единство должно быть молитвенным. Поскольку в 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала Царскую Семью, как мучеников, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось Их прославление, как страстотерпцев, то нам кажется естественным и необходимым и то, и другое молитвенное поминовение Августейших Страдальцев. И начаться это поминовение должно в Екатеринбурге, тем самым мы думаем сдвинуть камень преткновения в затянувшемся диалоге между церковноначалием двух ветвей Русской Православной Церкви. Поэтому будущий храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских должен стать духовным центром единения со всем Русским Православным Зарубежьем.

 

С Божией помощью мы думаем воздвигнуть наш храм к 90-й годовщине мученической кончины Царской Семьи (2008 год от Р.Х).

Хочется верить, что сей храм,  пополнит великую плеяду святынь, связанных с памятью Августейших Страдальцев: Ипатьевский монастырь в Костроме, откуда был призван на царство Михаил Федорович Романов, Храм-Памятник во имя Иова Многострадального в память Царской Семьи и Всех в смуте убиенных в Брюсселе /место пребывания частиц святых мощей Царственных Мучеников, обретенных в 1919 году следователем Н.А.Соколовым/, Феодоровский собор в Царском Селе /место молений всероссийских императоров/, Успенский и Архангельский соборы в Кремле (Сердце Святой Руси, где короновались и погребались русские цари),   Петро-Павловский собор в С.-Петербурге ( усыпальница Августейших родителей Государя-Мученика Николая), монастырь на Ганиной Яме, где в 1918 году уничтожались честные останки Царской Семьи и Их верных слуг,  Монастырь во имя Новомучеников и Исповедников Российских в  г. Алапаевске (место страдальческой кончины Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, инокини Варвары и прочих алапаевских мучеников),   Марфа-Мариинская обитель и Монастырь Марии Магдалины в Иерусалиме /места подвигов Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы/, Храм Александра Невского в Париже, строительству которого покровительствовали отец и дед Царя Мученика Николая (сей храм Государь посещал во время визитов во Францию) и многие другие места в России и за рубежом.

 

В последние три года, возвышающийся над всем Екатеринбургом, величественный Храм-на-Крови всё более формирует сознание нашего народа. Уральская столица постепенно преображается. Град-цареубийца становится Святым Градом.

В этой связи считаем в стене  Храма заложить камни (с табличкой) с мест, где ступала нога Государя Мученика и Царской Семьи (Тобольск, Дивеево, Ипатьевский монастырь, Храм-памятник Брюссель, Храм Александра Невского в Париже, Марфа-Мариинская обитель милосердия, Дюссельдорф), что по-нашему мнению усилило бы почитание Угодников Божиих, и могло бы дать новый толчок к всецелому покаянию народа, которого мы все молитвенно ожидаем.

Весь путь от места передачи Государя до Храма-на-крови необходимо отметить через определенное расстояние специальными столбами, поскольку это путь Святого Царя Мученика на Русскую Голгофу.

Внутри Храма считаем уместным разместить по стенам памятные доски, посвященные Новомученикам и Исповедникам Российским

Не менее важным началом в устройстве Храма в честь Новомучеников Российских почли бы мы создания при нем центра, занимающегося сбором информации по Новомученикам Уральской Земли и общества трезвости, а также обретение святынь, связанных с подвигом новомучеников ХХ столетия.

Архитектурный стиль будущего храма должен отражать его духовную концепцию, в основании которой лежит идея единения всей Православной Руси в покаянии и молитвенном почитании Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев. Поэтому предлагаемый нами проект храма учитывает архитектурные вкусы самого Государя Мученика Николая, любившего в храмовой архитектуре (как известно из многочисленных примеров) Ярославский стиль.

Считаем необходимым упомянуть, что храмов, выполненных в подобном стиле в Екатеринбурге, да и во все нашей епархии ещё не было. Тем самым храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских откроет собой новую веху в духовном преображении Урала — этого сурового ссыльного края, где приняли от Господа мученический венец Августейшие Страдальцы, а вслед за ними и многие новомученики, ставшие в последние времена, по слову святых отцов семенем Церкви Христовой.       

Молитвами Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев, всех Новомучеников и Исповедников Российских да поможет нам Господь воздвигнуть ещё один Святой Престол во славу Его Угодников, память о подвиге Которых духовно объединит и преобразит весь русский народ!

 

 

Протоиерей Александр Никулин

Винер Вадим Александрович

Центр по расследованию обстоятельств гибели членов Семьи Дома Романовых

Кузьмин Алексей