Радостный мир картин Великой Княгини

Впервые на Урале, в выставочном зале Музея изобразительных искусств Екатеринбурга 15 июля 2004 года открывается историко-художественная выставка представителя Императорского Дома Романовых "Искусство Великой Княгини".

На выставке будет представлено около двухсот акварельных и живописных работ младшей дочери Императора Александра III Ольги Александровны Романовой. Великая Княгиня Ольга Александровна (1882-1960), родная сестра Царя-страстотерпца Николая II. Открытие выставки в Екатеринбурге, приурочено к Царским дням, традиционно ставшим днями покаяния после трагических июльских событий 1918 года. Поэтому жители Екатеринбурга с особым вниманием и трепетом воспринимают новые сведения, связанные с темой Царской семьи.

Подготовленная для жителей Урала выставка не только художественный показ картин царской особы. Экспозиция, раскрывая творческий путь художницы, рассказывает о жизни Великой Княгини Ольги Александровны, как о неординарной яркой личности, чутко воспринимающего окружающий мир человека, тонкого лиричного пейзажиста. Царской дочери, ставшей в годы войны простой сестрой милосердия, попечителя и благотворителя, основным жизненным девизом которой, были слова: "Быть, а не казаться".

Главными чертами характера Ольги Александровны, были простота, сердечность и непосредственность, в этом она походила на своего горячо любимого отца - Государя Императора Александра III, которого она потеряла в двенадцатилетнем возрасте. Характер воспитанной при дворе Великой Княжны Ольги, только укрепила дисциплина придворного этикета. Несмотря на многие невзгоды на ее жизненном пути, Великая Княгиня Ольга Александровна не хвалилась своим царским происхождением, вела образ жизни обычного человека. Научившись рисовать профессионально, она находила в этом занятии не только удовольствие для себя, но действенно помогала нуждающимся художникам. Она была открытой, искренне интересующейся людьми, всегда готовой прийти им на помощь. Все это отразилось в ее картинах - светлых, радостных, добрых, наполненных жизнью и любовью к людям.

Ольга родилась 1 июня 1882 года в Петергофе во дворце Коттедж и навсегда в семье осталась младшей, или просто Беби. В ее девятый день рождения, Император Александр III в письме к супруге Марии Федоровне (от 1 июня 1891 года из Петергофа), так описывал это событие: "Сегодня уже 9 лет, что в этом милом и дорогом Коттедже родилась наша душка Ольга. Благодарю Господа от всей души за это счастье и радость"... "Сегодня после чаю дал Ольге подарки, мы были только втроем с Мишей, происходило у меня в кабинете. Беби до того была рада и счастлива, что кидалась на меня благодарить несколько раз, а потом от радости валялась на диване и на полу. Грустно и странно мне было быть одному в эту минуту, какой счастливый и радостный был этот день в 1882 году, и именно я всегда так желал, чтобы кто-нибудь из детей родился в Коттедже. Этот день я люблю быть здесь". ( ГА РФ, фонд 642, опись 1, дело 710, листы 22-23; 27-39.) Неслучайно, в кабинете Александра III в Аничковом дворце Санкт-Петербурга висела картина "Вид Коттеджа в Петергофе", написанная супругой Императрицей Марией Федоровной.

В семье Государя дети воспитывались в строгости, вере в Бога, уважении к старшим, любви ко всему русскому: русским основам, традициям, идеалам. Александр III любил детей, которых делил на старших: Николая, Георгия, Ксению и младших: Михаила и Ольгу. Они почти не расставались друг с другом и больше времени проводили с отцом: "Сегодня завтракали с Мишей и Беби втроем, а потом они были у меня в кабинете и смотрели картинки. Это такая радость и утешение иметь их при себе, и они так милы со мной и вовсе мне не мешают". "С маленькими детьми гораздо лучше, и они, и я довольны, и нам отлично вместе", - писал Александр III в письме Императрице 16 апреля 1892 года из Гатчины. Императрица Мария Федоровна отвечала мужу: "Слава Богу, что двое младших детей приносят тебе радость и утешение. У них более радостные характеры, более открытые. Они имеют дар уметь показывать свои чувства не стесняясь. А это большое счастье и для них самих, и для других!"

Детские впечатления остаются с нами на всю жизнь, во многом формируя личность подрастающего человека. Детство Княжны Ольги прошло в Гатчине, в огромном старинном дворце с башнями и подземным ходом, построенном еще в XVIII веке по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Придворные художники-видописцы XIX века Эдуард Гау и Луиджи Премацци, с фотографической точностью зафиксировали изображения парадных залов дворца, в котором был свой Большой театр и дворцовая церковь во имя Святой Троицы. В этих сохранившихся акварелях запечатлены мельчайшие детали художественной отделки интерьеров дворца. Царские дети наблюдали за работой придворных художников, и возможно рассматривая видописные акварели Л. Премацци, и Э. Гау М. Зичи у маленькой Княжны Ольги возникла любовь к акварельной живописи.

Детям Александра III было весело в Гатчинском дворце; они катались на велосипедах по его длинным галереям; показывали друг другу картины в "волшебном фонаре"; мастерили кукол для своего театра и шили им костюмы; столярничали, клеили солдатиков, разыгрывая целые сражения; играли в "Арсенале" на бильярде, там же музицировали с Императрицей Марией Федоровной в четыре руки на фортепьяно. Прятались в Китайской галерее или подземном ходе. Через подземелье и Грот Эхо из дворца незаметно можно было пройти в парк на берег Серебряного озера.

Огромный Дворцовый "сад в английском стиле" был заложен в Гатчине еще в XVIII веке, но кроме него, здесь были еще Приоратский парк, Зверинец, и парк Сильвия. Композиционным центром Дворцового парка были водоемы - Белое и Серебряное озера, по которым Царские дети катались с Государем на фрегате "Славянка", "на новой финляндской лодке", ловили удочкой и неводом рыбу. Здесь Княжна Ольга делала этюды своих первых картин.

Талант художницы, как и любовь к цветам, у Великой Княжны Ольги Александровны начал проявляться очень рано. В возрасте 4-5 лет родители обнаружили ее первые рисунки. В семье все дети неплохо рисовали, это увлечение поддерживалось их отцом, в учебном расписании значились уроки рисования. В дневнике Великой Княжны Ольги за 1897 год можно увидеть цветной рисунок Гатчинского дворца, выполненный юной Княжной и запись: "Сегодня утром я занималась, пошла к Мама, а затем у меня было 2 урока по живописи маслом, так как у моего учителя истории летние каникулы. Я почти закончила свою картину. Мой учитель рисования сегодня тоже уезжает на лето, но я буду рисовать самостоятельно..." ( ГА РФ, ф. 643, оп. 1, д. 7, л.1 об.2).

Долгое время учителем живописи у детей Александра III был академик Карл (Кирилл) Викентьевич Лемох. Это был кристально чистый, простой в общении человек. Именно такой учитель нужен был при Дворе. Государь Александр III любил искусство, будучи еще Великим Князем, он приобретал картины на художественных выставках. Собранная им коллекция живописи в 1895 году будет положена в основу Русского музея носящего его имя. К.В. Лемох, в 1901 году был утвержден в должности хранителя художественного отдела Русского музея им. Императора Александра Третьего. Вторым учителем живописи Великой Княжны Ольги был художник Владимир Егорович Маковский.

Позднее учителями живописи Великой Княгини Ольги Александровны были два представителя "Союза русских художников": пейзажисты Станислав Юлианович Жуковский и Сергей Арсеньевич Виноградов. Их реалистичные пейзажи выполнены в Левитановском направлении: "В период нашествия на Россию западных систем "Союз" придерживался реализма, который обогащался новым видением родины и новым живописным письмом". Во многом эти слова можно отнести к творчеству Великой Княгини Ольги Александровны.

Не похожей на другие работы Великой Княгини Ольги Александровны, является небольшая по размеру акварель "Фиорды". Она напоминает картину Константина Яковлевича Крыжицкого "Норвежский фиорд", написанную художником в 1903 году. Эта грустная страница творчества Великой Княгини связана с именем учителя Константина Крыжицкого. К.Я. Крыжицкий преподавал рисование в Санкт-Петербургском Николаевском сиротском институте, находящемся в Гатчине. Академик императорской Академии художеств, художник был последователем А.И.Куинджи, учредил "Общество имени А.И.Куинджи". Но жизнь его оборвалась трагически в 1911 году, когда пейзажиста обвинили в плагиате, он покончил с собой. "Нервы не выдерживают, - писал Крыжицкий. - Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться с инсинуациями врагов. Быть может, третейский суд и показал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду...". Через два дня газета "Новое время" под заголовком "Злая сила" опубликовала следующее: "Неслыханное несчастье свершилось: наложил на себя руки талантливейший из художников наших, гордость России К.Я. Крыжицкий. Как иногда олень в тундре погибает закусанный тучею "гнуса", поэт нашей природы пал жертвой грязной газетной травли..."

Великая Княгиня Ольга Александровна вскоре после смерти своего учителя по инициативе его бывших учеников основала "Общество имени К.Я. Крыжицкого", которое просуществовало в Санкт-Петербурге с 1912 по 1917 годы и иначе именовалось как "Общество помощи нуждающимся художникам в память академика К.Я. Крыжицкого". Главной целью основанное Великой Княгиней общество ставило "оказание поддержки нуждающимся художникам и их семьям, ученикам и ученицам Академии, школ и частных мастерских". Устав был утвержден 12 февраля 1912 года, с 1913 по 1916 годы Общество устраивало благотворительные выставки художников во дворце Великой Княгини Ольги Александровны в Санкт-Петербурге на Большой Сергиевской улице. Здание дворца сохранилось, сегодня это улица Чайковского в С-Петербурге дом N 46-48. Среди представленных работ на выставках преобладал пейзаж, в залах дворца Великой Княгини экспонировалось одновременно до 400 работ. Все вырученные средства поступали в помощь семьям бедных художников.

Начавшаяся Первая мировая война изменила привычный уклад жизни. Великая Княгиня Ольга Александровна Романова стала простой сестрой милосердия, работая в госпитале Ровно, затем Львова. В 1915 году она переезжает в Киев, где в это время было сосредоточено 103 лечебных заведения. Великая Княгиня Ольга Александровна на свои средства оборудовала Главный госпиталь Киева, шефом и попечителем которого она стала. Многие раненые солдаты не верили, что чуткая и сердечная сестра милосердия была царской дочерью. Великая Княгиня Ольга Александровна присутствовала при перевязках и операциях и не брезговала выполнять в госпитале самую тяжелую и грязную работу. "Совсем времени нет выходить на воздух", - писала она в одном из своих писем, "вчера 8 часов перевязывала, а третьего дня 10 ? часов работали и только наскоро проглатывали свою еду внеурочные часы. Я люблю, когда много-много работы". Времени на творчество уже не оставалось, известны только "Сестра милосердия на прогулке", "Осень в парке" и "Осенний ланшафт", - быстро набросанные картины 1916 года. В них соответственно передаются мотивы увядания природы, запустения осеннего парка, угасания солнца.

В первом браке Великая Княгиня не нашла счастья. В 1916 году в церкви святителя Николая в Киеве состоялось венчание Ольги Александровны с офицером Лейб-гвардии Кирасирского полка Николаем Александровичем Куликовским. Император Николай II соглашаясь на новый брак сестры, писал: "Она (Ольга) письменно просила разрешения повенчаться 5 ноября....и я принял ее сторону, сказав, что по-моему надо покончить с этим делом. Раз оно должно случится, пусть случится теперь!"

В марте 1917 г. Императрица Мария Федоровна с дочерьми Ксенией и Ольгой и их семьями вынужденно переехали в Крым. Несмотря на тревожное время, в Крыму Ольга Александровна была счастлива, как в детстве, когда, ее учитель Л. Премацци, пользуясь репутацией лучшего в России мастера по части акварели в Крымском имении Ай-Тодор, успешно выполнял заказы Вел. Кн. Михаила Николаевича. В августе 1917 года в Ай-Тодоре у Великой Княгини Ольги Александровны и ее мужа полковника в отставке Н.А. Куликовского родился первенец - сын Тихон. Императрица Мария Федоровна так написала об этом: "Временами, когда кажется, что уже невозможно все это выносить, Господь посылает нам нечто вроде лучика света. Моя милая Ольга родила Baby, маленького сына, который конечно же принес в мое сердце такую неожиданную радость... В понедельник, в их доме было крещение. Мальчика назвали Тихоном..." " Живем мы очень тихо и скромно... Мой новый внук Тихон нам всем, право приносит огромное счастье. Он растет и толстеет с каждым днем и такой прелестный..традно видеть, как Ольга счастлива и наслаждается своим Baby, которого она так долго ждала..."

Здесь же в Крыму, неподалеку от имения Ай-Тодор, весной 1917 года была написана серия акварелей: "Цветы в Крыму", "Цветущее дерево и кипарисы", "Дорога в Крыму", "Сад в Крыму", "Ай-Тодор. Крым" отличающихся эффектным воспроизведением солнечного освещения яркой, буйной и насыщенной цветом Крымской природы.

Положение Романовых в Крыму с каждым днем становилось все опаснее. После убийства в Екатеринбурге Царской семьи, и отъезда Матери-императрицы Марии Федоровны за границу, Великая Княгиня Ольга Александровна по - прежнему оставалась жить в России. Со своей семьей она жила на Кубани в станице Новоминской, куда ее привез лейб-казак Государыни Марии Федоровны Тимофей Ксенофонтович Ящик. Здесь в 1919 году у счастливых родителей родился второй сын, Гурий. В акварельном альбоме появляются новые работы: "Тихон с няней. Станица Новоминская", "Спящий Гурий" и характерные весенние пейзажи Новоминской с цветущими вишнями и деревенскими атрибутами: натянутыми бельевыми веревками, телегами, бочками с водой, судачащами на улице бабами в пестрых нарядах. По свидетельству ее сына Тихона Николаевича Куликовского-Романова, Ольга Александровна была очень популярна среди русского населения. Ее работа в госпиталях, а также то, что она вышла замуж за простого офицера, создавали ей известность и признание. Однако ею была отвергнута идея монархических кругов Белой Армии о "провозглашении Ольги императрицей".

Из станицы Новоминской семья Великой княгини Ольги Александровны переехала в Ростов, затем через Константинополь, Сербию и Вену в 1920 году наконец добралась до Дании. Первое время семья Ольги Александровны располагалась в датском дворце Амалиенборг, где в это время проживала ее мать Вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Здесь были написаны акварели красивых интерьеров дворца с играющими в них детьми Тихоном и Гурием. К этому же датскому периоду творчества Великой Княгини относятся многие акварели с любимой темой цветов в саду. Цветы Княжна Ольга любила с раннего детства: "Беби, Княжне Ольге десять лет - У.М. принесла мне утром фиалки, они чудно пахнут...", - писал Государь Александр III в письме от 14 апреля 1892 года ( ГА РФ, ф.642, оп. 1, д. 710, л. 51-52). Воссоединившись в летнем дворце Видер со своей матерью Марией Федоровной, и имея возможность в тишине воспитывать своих детей, в творчестве Великой Княгини появились работы, в которых раскрывается красота этого уголка земли: "Набережная с цветами. Дворец Видер",, "Сад Видера", "Деревья Видера", "Тюльпановое дерево Видера", "Мальвы в саду летнего дворца Видере" и др. Красивый, ухоженный сад дворца Видере располагался неподалеку от моря, где играли дети Великой Княгини. Это был счастливый период творчества. В замечательном летнем дворце Видера на берегу моря семья Великой Княгини прожила до 1928 года, когда умерла ее мать, - Императрица Мария Федоровна.

Семья Великой Княгини Ольги Александровны осталась жить в Дании, приобретя ферму Кнудс-Минде неподалеку от Копенгагена. Это был добротный одноэтажный дом с большими садовыми деревьями в саду и разбитыми у дома цветниками. Теперь, вдалеке от города, Великая Княгиня стала еще ближе к любимой с детства природе. Ее окружали не только любимые цветы, но верные друзья, - рыжий кот и небольшая собака, запечатленные на картине "Друзья". Размеренно текла жизнь, подрастали дети, обучающиеся экстерном в Русской гимназии в Париже. Уютный дом в Кнудс-минде стал центром русской колонии. Его Августейшая хозяйка оставалась очень простой в общении и была популярна как среди русских, так и среди датчан, которые полюбили ее проникновенные пейзажи и часто просили их продать.

Великая Княгиня Ольга Александровна начала активно следить за художественной жизнью Европы, посещая художественные выставки. Безукоризненное воспитание и свободное владение несколькими иностранными языками упрощали общение. О творчестве Августейшей художницы узнали в других странах. Ольга Александровна начала выставлять свои картины не только в Дании, но и в Париже, Лондоне, Берлине. Теперь, когда выросли дети, уже больше времени уделялось творчеству. Писание икон, роспись фарфора живопись маслом, большое количество акварелей, - со временем ее творчество стало приносить доход, большая часть которого шла на благотворительность. В Дании семья Куликовских-Романовых благополучно прожила до 1948 года.

В 1948 году пришлось вынужденно переселяться за океан. Советский Союз предъявил Дании ноту протеста, Великая Княгиня Ольга Александровна, всегда помогавшая русским изгнанникам на чужбине, обвинялась в том, что помогала "врагам народа". Ее Семья Великой Княгини приобрела дом и небольшую ферму вблизи Торонто, в Канаде. Природа Канады оказалась удивительно созвучной ее русской душе. В творчестве Великой Княгини появляются и ностальгические пейзажи: "Сельский храм зимой", "Церковь в березовой роще". Хочется особо отметить акварель "Рождество Христово у Великой Княгини", 1950 года, где вместе цветами мы видим небольшой Рождественский вертеп на столике. За красиво наряженной елью, с портрета на стене прямым взглядом на зрителей смотрит отец Великой Княгини Государь Император Александр III. Впервые Великая Княгиня Ольга Александровна помещает портрет отца на своей картине. Пусть в Рождество будет все, как в детстве, как в любимой сердцу Гатчине, на время пребывания в которой приходились большие праздники: Рождество, Вербное воскресенье и Пасха. Великая Княгиня продолжала русские традиции, помимо главных православных праздников, она ежегодно в июле праздновала свои именины, "Ольгин день", собирая гостей за чашкой чая, у русского самовара. "Освещая самые мрачные страницы жизни Великой Княгини, проходила нитью из чистого золота, ее бесхитростная, как у ребенка, вера в Бога ее предков и ее народа", написал об Ольге Александровне Ян Воррес в своей книге "Последняя Великая Княгиня". Свои лучшие чувства Великая Княгиня Ольга Александровна оставила в картинах: светлых, радостных, добрых и искренних, наполненных жизнью и любовью к людям.

Скончалась Великая Княгиня 24 ноября 1960 года, через два года после своего мужа, была отпета в православном храме Торонто, где в карауле у гроба стояли офицеры 12 Ахтырского Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны полка, шефом которых она стала в далеком 1901 году. Похоронена Великая Княгиня Ольга Александровна Романова на русском кладбище Норт Йорк в Канаде.

Впервые на Урале, в выставочном зале Екатеринбургского музея изобразительных искусств открылась историко-художественная выставка "Искусство Великой Княгини". Она стала возможной, благодаря поддержке Министерства культуры РФ, помощи Екатеринбургской Епархии, и некоторых людей, неравнодушных к Царской семье и искусству Великой Княгини Ольги Александровны. Но выставка не могла бы состояться без труда Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, супруги Тихона Николаевича, невестки Великой Княгини Ольги Александровны.

Более десяти лет О. Н. Куликовская-Романова возглавляет фонд имени ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ. Последние годы восстанавливая историческую справедливость - возвращая искусство "Своей Августейшей Свекрови", Ольги Александровны на Родину, в Россию. В своем интервью перед подготовкой этой выставки Ольга Николаевна Куликовская-Романова сказала: "Работы Великой Княгини Ольги Александровны были хорошо известны любителям искусства и художникам в дореволюционной России, а после и в русском Зарубежье. Их знали и коллекционировали ценители искусства и высоко оценивали художники в Дании, во Франции и Канаде. Поэтому признание их высокого достоинства здесь, в современной России, мне представляется только делом времени. Убеждена, что через два-три года искусство Великой Княгини Ольги Александровны, по праву займет свое скромное, но законное место в истории великого Русского Искусства в целом".