ИВАН ГРОЗНЫЙ: ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………………………...3

  1. Историография проблемы……………………………………………………………….4
  2. Психологические характеристики

2.1.  Личность…………………………………………………………………………………5

2.2.  Характер………………………………………………………………………………….7

  1. Иван IV: становление личности и характера.

3.1.  Детство…………………………………………………………………………………...9

3.2.  Правление………………………………………………………………………………11

3.3.  Разгон «Избранной рады»……………………………………………………………..13

3.4.  Переписка с князем А.М. Курбским………………………………………………….14

3.5.  Опричнина……………………………………………………………………………...16

3.6.  Последние годы правления……………………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………………...19

Список литературы……………………………………………………………………….20

Приложения………………………………………………………………………………..21

 

 


     «Не было еще гения без

 некоторой доли безумия»

Сенека.

 

Введение.

 

Время царствования Ивана IV и сама личность грозного русского самодержца никогда не оставляли равнодушными историков, политиков и деятелей культуры России. Множество исторических исследований, произведений художественной литературы, кинофильмов, научных и публицистических статей не дают остыть этой проблеме. В последние годы интерес к эпохе Ивана Грозного еще более возрос. Многие общественные и политические деятели, выступая в печати по различным вопросам современной жизни, нередко вспоминают Иоанна Васильевича и его опричников, давая, как правило, резко отрицательные оценки их деятельности. С другой стороны, в то, время Россия совершала немало успехов. Такие разносторонние оценки могут быть присущи лишь выдающемуся

и яркому человеку.

Меня очень заинтересовал этот факт, поэтому в своем реферате я решила проследить развитие и становление личности Ивана Грозного. Меня интересует не то, каким он был, а то, почему он был таким. Для того, что выяснить это, я попробую проследить весь его жизненный путь через призму становления и развития его характера и того, что повлияло на это становление. Для работы над этой проблемой я обратилась не только к исторической литературе и документам, но и к  книгам по психологии личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Историография проблемы.

 

Нет эпохи в истории России более противоречивой, чем вторая половина XVI века. Во все времена историки оценивали Ивана Грозного по-разному.

Первые оценки деятельности Ивана IV появились уже в  первой половине XVII века. Почти все авторы того времени начинали свой рассказ о самодержце, который «множество народу от мала до велика при царстве своем погуби и многие грады своя поплени».

К середине XIX века в российской науке твердо установилось отношение к царю как к жестокому тирану. Н.М. Карамзин дал первое и цельное представление о времени Грозного. Его концепция заключается в том, что первое время Иван был «добрым и нарочитым», от Бога «препрославленный», который затем «грех ради наших сопротивным обретется». В первую половину своего царствования Иван грозный был добродетельным героем и мудрым государственным деятелем, а во вторую - тиран-деспот.

Середина XIX века - время «буржуазной исторической науки». С.М. Соловьев рассматривал деятельность царя, при всех ее жестокостях, как шаг вперед, к победе государственных начал. Но он писал, что «не произнесет историк слово оправдания такому человеку». Однако последователи Соловьева считали, что в науке должны быть моральные оценки.  По мнению С.Ф. Платонова, историка конца XIX – первой половины XX веков, Иван Грозный вел борьбу  против боярства как главного тормоза на пути к централизации. М.Н. Покровский назвал опричнину “дворянской революцией”.

С начала 40-х годов Грозного рассматривали уже как выдающегося государственного деятеля и патриота.

Лишь со второй половины 50-х годов XX века стало возможным писать об Иване Грозном иначе. Одним из первых ученых, которые применяли новые подходы к изучению истории России, стал А.А. Зимин. Он показал, что опричнина была не борьбой между боярством и дворянством, а путем к утверждению в стране режима личной власти. Большой вклад в исследование проблемы прогрессивности пути развития страны в XVI веке внес современный историк В.Б. Кобрин.

Эпоха Ивана Грозного была тяжела для народа. Жестокость царя, постоянные казни, опричнина, - все это приводило государство в упадок. С другой стороны, неоспоримы успехи России во внешней политике, которые обусловливались высокой образованностью Ивана Грозного. С моей точки зрения, причина жестокости царя лежит в том, что с самого детства его окружали скрытные, подлые люди, он не знал материнской любви и ласки.

 

2. Психологические характеристики

2.1 Личность.

 

Психологи рассматривают понятие «личность» как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную[10, 56.]

С точки зрения формирования ребенка как личности весь возраст можно разделить на три части:

 

Ø      3-4 года. Развитие эмоциональной саморегуляции.

 

Ø      4-5 лет. Развитие нравственной саморегуляции.

 

Ø      6 лет. Формирование деловых личностных качеств.

 

    Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие. Примерно к трем  годам память, восприятие, воображение и внимание малыша начинают приобретать человеческие свойства. Именно в этом возрасте у ребенка начинает складываться впечатление об окружающем мире. Сильные эмоции или обиды надолго остаются в памяти.

     В четыре-пять лет ребенок учится выражать свои чувства, оценивать себя и других, сопереживать. У него формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические. Огромную роль в развитии ребенка играет общение. Он учится дружить, играть в коллективе, правильно вести себя в обществе.

    Нравственный опыт ребенку передается в процессе общения, наблюдения, подражания. Дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения, поэтому ему необходим достойный пример, напутствия родителей.

     В старшем возрасте процесс формирования личности активно продолжается, однако многое из того, что человек как личность приобретает в детстве, остается с ним на всю жизнь и во многом определяет его судьбу.

     

Базовые качества личности начинают оформляться в раннем детстве. Впоследствии они закрепляются и образуют индивидуальность человека, его характер.


2.2 Характер.

 

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности, общении и накладывающих отпечаток на поведение и поступки. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называются чертами характера. Таким образом, в характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет прогнозировать его поведение[8, с.37.]

Особенности характера разделяются по следующим признакам:

 

Ø      Сила

Ø      Уравновешенность

Ø      Легкость

 

Сила характера определяется по уровню развития волевых черт. Она помогает преодолевать минусы темперамента. Следует отметить, что сила или слабость характера не равнозначны силе или слабости нервной системы.

Уравновешенность характера определяется по выраженности эмоциональных реакций.

Легкость характера - понятие, распространенное в обыденной жизни людей и  связанное с умением человека вступать во взаимодействие с другими людьми. Тяжелый характер отличает упрямство, раздражительность, несдержанность, злопамятность, большое самомнение. Легкий характер – общительность, пластичность, приветливость, доброта, уважительное отношение к людям.

В структуре характера выделяются четыре группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

 

Ø      Отношение к труду, своему делу, например, склонность к творчеству, добросовестность, инициативность; лень, безответственность, пассивность.

 

Ø      Отношение к другим людям, коллективу, обществу, например, коллективизм, отзывчивость, уважение, общительность; черствость, бездумие, грубость, презрение к людям, индивидуализм.

 

 

Ø      Отношение к самому себе, например, чувство собственного достоинства, чуткость, самокритичность; замкнутость, заносчивость, тщеславие.

 

Ø      Отношение к вещам, например, аккуратность, бережливость, щедрость; скупость, безалаберность.

 

Существует ошибочное мнение, что характер либо рожден, либо ранее сформирован и ничто в жизни не может его изменить. Характер, как базовое свойство личности, меняется медленно, но есть определенные факторы, влияющие на его изменение:

 

Ø      Образ жизни человека, та общественная и национальная среда, в которую он попадает

 

Ø      Социальный статус человека

 

Ø      Состояние здоровья

 

Ø      Возраст

 

Знания о характере человека полезны как для работы над собой, так и для лучшего понимания людей и их поступков[8, с.38.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Иван IV: становление личности и характера.

3.1 Детство.

 

Иван Грозный родился в 1530 году. Его родителями были царь Василий III и Елена Глинская (см. прил.4). В три года мальчик лишился отца. В этом возрасте у ребенка начинают формироваться более сложные эмоции, он познает окружающий мир, поэтому для него важно общение с обоими родителями.

В свои руки власть взяла мать. Многие знатные боярские рода пытались оказать на нее влияние. В их числе был и Михаил Глинский, дядя Елены. Но княгиня не давала им подступиться к власти, принимая советы лишь от своего фаворита Телепнева – Оболенского, по прозвищу Овчина. Во дворце царила мрачная атмосфера, и маленький царевич надолго запомнил недоверие, алчность, корысть бояр.

В восемь лет Иван остался круглым сиротой и с младшим умственно больным братом Юрием попал на попечение бояр. По одной из версий, мать мальчика отравили. Для царевича это было тяжелым ударом. Общение матери и ребенка является наиважнейшим условием для формирования его личности.

Наступила мрачная эпоха боярского правления, эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть – преимущественно между двумя наиболее знатными боярскими фамилиями, князьями Шуйскими и Бельскими.

Мальчик – государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре кормили их с братом «яко иностранных или яко убожайшую чадь» так, что Грозный, по его словам, пострадал «во одеянии и во алкании»[9, с.57.]. Родственники не только не заботились о его правильном образовании и воспитании, но и прямо обижали и оскорбляли Ивана. Эпизоды детства являются самыми запоминающимися и накладывают отпечаток на дальнейшее формирование характера и личности. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, а также собственная беспомощность царевича развили в нем с одной стороны робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой – пренебрежение к человеческому достоинству.

В среднем возрасте ребенок во многом берет пример с взрослых, окружающих людей. Он может усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения. Бояре в официальной обстановке, при народе низко преклонялись перед маленьким великим князем, а во дворце унижали и оскорбляли его. Тем самым мальчик учился притворству и двуличию. Бояре представали перед ним грабителями и «изменниками». Они хвалили за жестокость и дурные забавы, говоря, что из мальчика – государя выйдет храбрый и мужественный царь, - и из маленького мальчика вырос испорченный и распущенный юноша.

Макарий, знаменитый составитель Четьих Миней, огромного сборника всей церковной литературы, а также священник Сильвестр были источниками благотворного влияния на Ивана. Под их воздействием царевич стал обращаться к вопросам богословского знания и политических теорий. Имея в своем распоряжении много свободного времени, Иван предавался чтению и перечитал все книги, которые он мог найти во дворце. Только митрополит и священник были друзьями юноши. А товарищеские отношения развивают в человеке хорошие качества. По выражению одного их потомков – князя Костырева Ростовского, Грозный стал «муж чюднаго рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело»[9, с.58].

Таким образом, положительного влияния семьи на становления характера Иван был лишен, поэтому  уже в детстве у него отсутствуют любовь к людям, душевность, забота о ближнем. Макарий больше развивал интеллект царевича, но не душу. Бояре, управлявшие страной, способствовали развитию в душе мальчика подозрительности, жестокости, пренебрежения к человеческой личности. У Ивана начинает формироваться сильный тип характера с присущими ему  волей, целеустремленностью, эгоизмом, желанием настоять на своем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Правление.

 

Иван Грозный многому научился у Сильвестра и Макария, и в конце 1546 – начале1547 г.г. произносил литературно оформленные речи, в которых заявлял о своем желании жениться и принять царский венец. «Хочу аз поискати прежних своих прародителей чинов – и на царство на великое княжение хочу сести!» 6 января 1547 года великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя Ивана IV. Венчание  проходило по древнему, цареградскому чиноположению в Успенском соборе Во время долгой (по обычаю православной церкви) и торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, присланные якобы византийским цесарем Константином Мономахом на Русь для венчания князя Владимира Всеволодовича (Мономаха). По завершении чина венчания великий князь стал «боговенчанным царем» (см. прил.4). Этот титул делал его носителя равным по чину императору «Священной Римской империи», ставило выше европейских королей – датского, французского и многих иных, уравнивало с восточными соседями – казанским и астраханским ханами, наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси. Получение такого звания уменьшало влияние бояр. Следует отметить, что бояре хотели ослабления единоличной власти монарха через совместное принятие и обсуждение законов. Но Иван IV желал неограниченной власти. Он не доверял никому, потому что в детстве вынес много лишений и унижений.

Иван Грозный провел ряд реформ, которые были направлены на укрепление единоличной власти царя и объединение русского государства. Политика монарха была довольно жестокой. Иван часто отдавал приказы о казнях бояр и ненавистных людей, за что народ дал ему прозвище «Грозный». Иллюстрацией царской жестокости служит история строительства Покровского собора на рву в Москве, воздвигнутого в честь победы под Казанью. Его создателями были русские мастера - Посник и Барма (возможно, оба имени принадлежат одному человеку). По преданию, зодчих после постройки храма ослепили по приказу царя, чтобы ни в одной стране мира не возникло сооружения, превосходящего это (прил. 2).

С другой стороны, в законах монарха было место для гуманности, например, деятельность Земских соборов, в работе которых учитывались интересы не только центральной власти, но и представителей разных сословий России.

Вокруг царя под влиянием Сильвестра образовался узкий круг близких ему людей, именуемый «избранной радой» (так называл его князь Курбский в своих сочинениях). Это была не «ближняя дума», а особая компания бояр, объединившихся с одной целью – овладеть московской политикой и направить ее по-своему. В “Избранную раду” входили друзья царя: Митрополит Макарий, священник Сильвестр, князь Курбский, костромской вотчинник Адашев. Под влиянием «избранной рады» политика царя отличалась добрыми свойствами. В это время была завоевана Казань(1552) (см. прил.1), занята Астрахань(1556), что имело огромное значение для укрепления границ России на юге, началось освоение Сибири. Хотя Иван не доверял людям, члены «избранной рады» стали его друзьями и смягчили характер царя.

Менее удачным оказалось западное направление внешней политики. Иван хотел добиться выхода в Балтийское море, путь к которому преграждал Ливонский орден. Началась Ливонская война (1558 -1583), которая сначала была удачной, но повлекла за собой военно-политические осложнения и была проиграна.   

 


3.3 Разгон «Избранной Рады»

 

 

      Нет сомнений, что «Избранная Рада» пыталась захватить правление в свои руки, И поэтому рано или поздно должен был случиться разлад. Столкновения начались с 1553 года во время тяжелой болезни Грозного. Некоторые взгляды Рады и Ивана Грозного не совпадали. Царь стал бояться, что Рада ограничит его власть. Обиды и лишения детства не были забыты Иваном. Властолюбивый царь не мог долго терпеть рядом с собой умных советников. Разрыв между царем и Адашевым с Сильвестром  произошел всвязи со смертью царицы Анастасии. Иван обвинил в этом Раду. Так же царя не устраивал темп проведения реформ «Избранной Рады». А для членов этой «компании» террор царя был не приемлем. Еще одним фактором явилась смерть Макария. Только ему удавалось сдерживать пылкий нрав Ивана.

Таким образом, в 1560 году Иван IV разгоняет «Избранную Раду». Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы. А.М.Курбскому удалось бежать в Литву в 1564 году. Сильвестр и Адашев были сосланы. Иван лишился друзей. Его подозрительность и самомнение взяли верх над преданностью дружбе.


3.4 Переписка с князем А.М.Курбским

 

А.М.Курбский объяснял свой побег в Литву в 1564 году тем, что по отношению к боярам Грозный отличался «нестерпимой яростью и горчайшею ненавистью». Находясь в Литве, князь вел с царем переписку, в которой они обменивались мыслями с откровенностью и резкостью.

Иван Грозный отстаивал точку зрения о том, что монарх должен править единолично, ничто не должно ограничивать его произвол. «А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить», - писал Иван IV Курбскому, называя холопами (т.е. рабами) всех без исключения подданных (см. прил. 2). Боярин же придерживался принципа «боярской олигархии»[9,c.204].

Царь был подозрителен, боялся, что кто-то отнимет у него власть. В какой-то мере он был эгоистом. Таким сформировался его характер в детстве. Помня унижения и обиды, нанесенные боярами, Иван не мог доверять им. В нем играли месть и чувство ущемленного самолюбия, поэтому так часты были казни бояр по незначительным поводам.

Для верхушки общества XVI века такое положение вещей было неприемлемо. Все бояре происходили из знатных княжеских родов, которые испокон веков имели влияние на власть, поэтому положение слуг родственника – государя их не устраивало.

В своих посланиях А.М.Курбский с некоторой опаской, но все же открыто высказывает эти убеждения, показывая характер истинных стремлений “Избранной рады”. Он обвиняет монарха в тирании, казнях невинных людей. Также Курбский пишет обличительную «Историю князя великого московского», т.е. царя Ивана. В этом произведении князь высказывает такой политический тезис: «Если царь и почтен царством, но не получил от бога каких-либо дарований, он должен искать доброго и полезного совета не только у своих советников, но и у всенародных человек, потому что  дар духа дается не по богатству внешнему и не по могуществу власти, но по правоте душевной»[5, с. 155]. Как боярин,  Курбский стремился к ограничению царской власти не государственными учреждениями (думами), влияние которых на государя очень мало, а самостоятельностью бояр, как это было при удельных князьях. Он стоял за влияние на власть боярского совета, не предлагал нововведений: ни новых прав для бояр, ни новых обеспечений их старых прав, т.е. не требовал кардинальной перестройки государства.

Такие дерзкие послания очень раздражали Ивана. Следует отметить, что князю Курбскому удалось избежать репрессий только благодаря ранению, полученному им в битве под Невелем.

Искренне убежденный в праве монарха решать все государственные дела, Грозный стремился к абсолютной власти, не принадлежащей никому, кроме монарха. Он с упорством претворял эти идеи в жизнь, воспринимая бояр как простых подданных, которых было “не одно сто”.

Такая политика царя, не стесняемая ни обычаями, ни законом, ни даже здравым смыслом или соображениями государственной пользы, усиленная крутым нравом Ивана Грозного, ускорила давно назревавший кризис во взаимоотношениях монарха и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5 Опричнина

 

В январе 1565 года Иван Грозный удалился в Александровскую слободу (в сотне с небольшим километров на северо-восток от Москвы) и оттуда прислал митрополиту Афанасию грамоту, в которой заявлял о своем отречении от престола и обвинял в измене и иных грехах большинство церковных иерархов, бояр и приказных (чиновников). Эта грамота гласила: “Государь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу – на всех служилых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку служилые люди истощают его казну, плохо служат, а церковные иерархи их покрывают”[3, с.63].

Так же гонец привез вторую грамоту, адресованную всему посадскому населению Москвы. В ней царь заверял простой люд, в том чтобы “они никакого сомнения не имели, гнева и опалы у царя на них нет”.

Это был блестящий политический маневр, который еще раз подчеркнул талант  и образованность Грозного. Расчет Ивана IV на городские низы оказался верен. Население считало, что во главе государства обязательно должен быть правитель. Бояре, многие из которых недолюбливали и боялись царя, не решились завладеть престолом. Таким образом, выслушав официальные грамоты, люди стали требовать, чтобы бояре начали переговоры с царем и упросили его вернуться на царство. Результатом переговоров при посредничестве митрополита стало заявление Ивана IV о своем возвращении на престол при двух условиях: во-первых, на изменников, в том числе и на тех, которые ему, государю, были непослушны, распространяются опала и казни; во-вторых, в своем государстве он учиняет опричнину.

Слово “опричнина” употреблялось за век до Ивана Грозного. Оно происходит от слова “опричь”, что в переводе с древнерусского языка означает “кроме”. После смерти воина поместье, пожалованное ему за службу, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли, который отдавали его вдове и детям. Эту землю называли опричниной.

Иван IV выделил значительную часть территории Московского царства в особый удел, в котором традиционное право заменялось произволом монарха. Остальные земли – земщина – были формально переданы на попечение Боярской думе и приказам. Но это не означало, что царь ограничил свою власть. Армия вербуемых Иваном Грозным опричников бесконтрольно распоряжалась в земщине, выполняя любые, даже самые нелепые  и жесткие приказы монарха.

В стране участились казни. Первыми жертвами стали многие представители родовитых семейств. Особенно сурово царь преследовал своих родственников, потомков суздальских князей. Ослабляя казнями Боярскую думу, Иван одновременно создавал новый, опричный государственный аппарат. Среди опричников находились представители различных сословий; царь подбирал себе подданных по принципу личной преданности. Факт возвышения служилого человека до небывалых высот привязывал слугу к царю.

Опричнина для Ивана IV была шагом к самодержавию и абсолютной власти. Она создала не четко работающий аппарат государственной власти, а аппарат репрессий.

Учреждая опричнину, Иван IV мстил боярам за оскорбления, нанесенные ему в детстве. Он показал  им, что в его власти  находится весь народ и вся страна, он может вершить чужие судьбы.

Террор опричников привел к установлению деспотического режима, при котором возникло «равенство рабов» [4, с. 132]. Завершилось превращение дворян в холопов. Таким образом, крестьяне оказались еще более закрепощены, чем их хозяева. Иван добивался полного подчинения жестокостью, внушая людям страх. Он считал, что опричнина приведет к централизации государства, но этот путь оказался губительным для страны.

Осенью 1572 года государь отставил опричнину, результатом которой явились: хозяйственная разруха, опустошение целых областей, уничтожение механизмов управления государством, массовое бегство крестьян, холопов, обедневших дворян на окраины государства, страх людей перед властью, отставание России от стран Европы.

Несмотря на завершение опричнины, казни продолжались; их жертвами становились сами опричники, впавшие в немилость. Царь уничтожал соучастников преступлений. Не прекращались и репрессии на людей, вызвавших гнев монарха.

Хотя опричнина  имела политические предпосылки, Иван IV принял ее для того, чтобы показать, что он – полноправный хозяин страны. Жертвой мог стать человек из любого сословия, а не только бояре из чувства мести. С детства Иван Грозный усвоил жизненный принцип: «Уважения можно добиться жестокостью, вселяя страх». По таким законам и действовала учрежденная им опричнина.

 

 

 

 

 

 


3.6 Последние годы правления

 

Последний период царствования сопровождался рядом неудач во внешней политике. В 1581 году крымский хан Девлет-Гирей ограбил и разрушил Москву, увезя с собой множество пленных; в 1582 году Россия потерпела поражение в Ливонской войне; в1583 году шведы взяли Ивангород. Все эти неудачи произошли из-за ослабления России опричным террором.

В 1575 –1576 годах Иван IV попытался восстановить опричнину, хотя этот термин был запрещен и не употребляем. Склонный к театральным эффектам, Иван отрекся от престола, назначив своим преемником крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича. Иван Грозный взял себе удел и, управляя с помощью послушного «царька» и удельной гвардии, занялся искоренением крамолы, носителями которой подозрительный монарх теперь считал бывших опричников. Идея «второй опричнины» быстро закончилась. Иван вновь вернулся на свой трон, что, однако, не принесло успокоения стране [3, с. 56].

Симпатию Ивана к политическим маскарадам можно объяснить тем, что царь хотел привлечь к себе внимание, которого ему не хватало в детстве.

В 1584 году завершается царствование Ивана IV. Престол унаследовал сын Федор. Следует заметить, что Иван хотел передать власть в руки старшего любимого сына Ивана, но в припадке гнева в 1581 году царь ударил его тростью. Удар пришелся в висок и оказался смертельным. К слабому, болезненному Федору перешло централизованное, но полностью разоренное и опустошенное государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Иван IV Грозный был блестяще образованным, умным человеком. Многие цели, которые он ставил перед собой, были достигнуты. В царствование Ивана совершилось немало великого. В состав Московского государства  вошли три ханства: Казанское, Астраханское и Сибирское. Первопечатник Иван Федоров издал первую на Руси книгу. Митрополит Макарий составил Жития святых. В памяти народа остались и Судебник, и первый Земский собор.

Но история сохранила память и о страшных казнях и разбоях опричников, то есть о методах достижения целей. На формирование характера и личности, а значит и дальнейшее правление, повлияло главным образом тяжелое детство царя, полное лишений и унижений. Задатки блестящего ума, жизнерадостности, наблюдательности не могли полноценно развиваться в обстановке заброшенности и пренебрежения. Развивались другие качества: жестокость, подозрительность, пренебрежение к людям, черствость.

Недостаток внимания так же отразился на правлении Ивана. И политические маскарады, и в какой-то мере опричнина являлись способами привлечения внимания.

Под влиянием окружающей обстановки и общества характер человека и его интересы могут меняться. Митрополит Макарий развил в Иване любовь к чтению, дал ему образование. Ему удавалось сдерживать крутой нрав царя.

Когда Иван взял власть в свои руки, он попытался отомстить за все оскорбления и лишения. После смерти Макария ничто не могло остановить разбушевавшегося монарха.

У Ивана сложился тяжелый характер: государственный ум и малодушие, трезвый расчет и порывы необузданного гнева, религиозность, доходящая до ханжества, и неприятие церковной действительности, жестокость, озлобленность, ненависть к людям и сладострастие. Поэтому политика царя имела как успехи, так и поражения. Централизация государства была шагом вперед, но способ ее достижения, опричнина, несомненно, ухудшал положение народа и тормозил развитие страны.

«Все мы родом из детства»,- писал А. Сент-Экзюпери. Если человек перенес столько лишений в детстве, не получив родительской любви, ласки, заботы, должного внимания и образования, можем ли мы осуждать его за черствость и жестокость во взрослой жизни?

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1)      В. Бутромеев. Всемирная история в лицах: История России от Рюрика до 1917 годанциклопедия для школьника. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2000.

2)      М.И. Вострышев. Эпоха Ивана Грозного: события, отложившиеся в текстах. //История. 2002. №45.

3)      А. Головатенко. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты.- Изд.2, испр. И доп. М.: Школа-Пресс, 1994.

4)      История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. /Под. ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 1995.

5)      В.О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. Том II. Курс русской истории. Часть 2. М.: Мысль, 1987.

6)       Краткий политический словарь /Под ред. Л.А. Оникова и Н.В. Шишлина. М.: Полиздат. 1987. 

7)      А.В. Лукутин. Экзаменационные вопросы и ответы. История. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС. 2000.

8)      Р.С. Немов. Психология. Том II. М.: Владос. 1997.

9)      С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Пг.: Сенатская типография. 1917

10)  В.С. Соловьев. Личность. //Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона.  1890-1907.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Историческая песня об Иване Грозном.

Ох вы гости, гости званые,

Гости званые, гости браные,

Сказати ли вам, гости, про диковинку,

Про диковинку такую, не про маленьку:

Еще как государь Казань-город брал.

Он в овражке простоял - он и кашку расхлебал,

Он в другом постоял – он другую расхлебал,

Он подкопы копал под Казанку-реку,

Он подкатывал бочки, бочки дубовые

Как со лютым, со злым черным порохом,

Затеплял же он свечу воску ярого.

Татарки-казанки, на стене они стояли,

На стене они стояли, <…> показали:

«Еще вот те, государь-царь, Казань-город взять!»

Государево сердечко рассердитовалось,

Приказал он пушкарев казнить – вешать.

Выбиралися в полку люди умные,

Люди умные, люди разумные:

«Ох, гой еси, государь-царь Иван Васильевич!

Не приказывай, государь, казнить-вешати,

Прикажи ты, государь-царь, слово выговорить:

На ветру свеча скоро топится,

В захолустье свеча долго теплится».

Не успел же государь-царь слово выговорить,

Еще начало же Казань-город рвати,

Рвать-порывать, на все стороны кидать,

Татарок-казанок в реку всех бросать.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Дмитрий Кедрин

 

 

Зодчие

 

Как побил государь                             

Золотую орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель,-

Гласит летописца сказанье,-

В память оной победы

Да выстроят каменный храм.

 

И к нему привели

Флорентийцев, и немцев,

И прочих иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Беззвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Страстных

Э босых,

Молодых.

 

Лился свет в слюдяное оконце,

Был дух вельми спертый.

Изразцовая печка.

Угар и жара.

И в посконных рубахах

Пред Иоанном Четвертым,

Крепко за руки взявшись,

Стояли сии мастера.

 

«Смерды!

Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей?

Чтоб была благолепней

Заморских церквейоворю

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

 

Государь приказал.

И в субботу на Вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

 

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

 

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Переходы, балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

 

Был диковинный храм

Богомазами весь размалеван,

В алтаре, и при входах,

И в царском притворе самом.

Живописной артелью

Монаха Андрея Рублева

Изукрашен зело

Византийским суровым письмом.

 

А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,

Торовато кричала купцам:

«Покажи, чем живешь!»

 

 

 

Ночью подлый народ

До креста пропивался в кружалах,

А утрами истошно вопил,

Становясь на правеж.

 

Тать, засеченный плетью,

У плахи лежал бездыханно,

Прямо в небо уставя

Очесок седой бороды,

И в московской неволе

Томились татарские ханы,

Посланцы Золотой,

Переметчики Черной Орды.

 

И над всем этим срамом

Та церковь была –

Как невеста!

И с рогожкой своей,

С бирюзовым колечком во рту,-

Непотребная девка

Стояла у лобного места

И, дивясь, как на сказку,

Глядела на ту красоту…

 

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь –

От подвалов и служб

До креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

«Лепота!» - молвил царь.

И ответили все: «Лепота!»

 

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем! Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

 

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь стояла одна такова,

Чтобы в суздальских землях

И в землях Рязанских

И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

 

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

Их секли батогами, болезных,

И кидали их, темных,

На стылое лоно земли.

 

И в Обжорнрм ряду,

Там, где заваль кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно,

Где кричали дьяки:

«Государево слово и дело!» -

Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

 

И стояла их церковь

Такая, что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси гусляры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Покровский собор

 

 

 

 

 


Приложение 3.

Переписка с Курбским.

Царево государево послание во все его Российское царство об измене клятвопреступников – князя Андрея Курбского с товарищами.

…Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала...

Почему же ты взялся быть учителем моей душе и телу? Кто тебя поставил судьей или властителем надо мной? Разве же ты даешь ответ за мою душу в день Страшного суда?.. И кто тебя сделал архиереем и позволил принять на себя учительский сан?

Подумай, какая власть создавалась в тех странах, где цари слушались духовных и советников, и как погибали эти страны! Неужели и нам посоветуешь так поступать, чтобы тоже прийти к гибели? Это ли благочестие не подавлять злодеев, не управлять царством и отдать его на разграбление иноплеменникам? Этому, по-твоему, учат святители? Хорошо и поучительно!

Одно дело – спасать свою душу, а другое дело – заботиться о телах и душах других людей; одно дело – отшельничество, одно дело – монашество, одно дело – священническая власть, а другое дело – царское правление. Отшельническая жизнь – жить подобно агнцу, который ничему не противится, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницы; монахи же, хотя и отреклись от мира, но имеют уже заботы, правила и даже заповеди,– если они не будут всего этого соблюдать, то совместная жизнь расстроится; священническая власть требует многих запретов, наказаний за вину: у священников существуют высшие и низшие должности, им разрешаются украшения, слава и почести, а инокам это не подобает; царской же власти позволено действовать страхом, и запрещением, и обузданием, а против злейших и лукавых преступников – последним наказанием. Пойми же разницу между отшельничеством, монашеством, священничеством и царской властью. Прилично ли царю, например, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это ли совершеннейшая заповедь; как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священнику подобает так делать,– пойми же поэтому  разницу между  царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира существуют многие тяжелые наказания, хоть и не смертная казнь. Насколько же суровее должна наказывать злодеев царская власть!

Не может осуществиться и ваше желание править теми городами и областями, где вы находитесь. Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое. Пророк говорил об этом; «Горе дому, которым управляет женщина, горе городу, которым управляют многие!» Как видишь, управление многих, даже если они сильны, храбры, разумны, но не имеют единой власти, будет подобно женскому безумию. Ибо так же, как женщина не способна остановиться на едином решении – то решит одно, то другое, так и многие правители царства: один захочет одного, другой другого. Вот почему желания и замыслы многих людей подобны женскому безумию.

Все это я указал тебе для того, чтобы ты понял, какое благо выйдет из того, что вы будете владеть городами и управлять царством вместо царей,– имеющему разум следует это понять...

…Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чем нам воли не было; ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и, положив ногу на стул, а на нас и не смотрит – ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга на своих господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные тяжелые страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя!

Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Всё расхитили коварным образом, – говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; бесчисленную казну нашего деда и отца забрали себе и наковали себе из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние; но известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая, зеленая на куницам, да еще на ветхих, – так если бы это было их наследственное имущество, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги...

…Если бы ты был воинственным мужем, ты бы не считал своих прежних бранных подвигов, а стремился бы к новым; потому ты и считаешь свои бранные подвиги, что ты оказался беглецом, не вынесшим бранных подвигов и захотевшим покоя...

Пишешь, что мы не увидим твоего лица до дня Страшного суда, – видно, ты дорого ценишь свое лицо. Но кому же нужно такое эфиопское лицо видеть?..

Писал ты свое письмо, выступая как бы судьей или учителем, но ты не имеешь на это права, ибо повелеваешь с угрозами. Как все это напоминает коварство дьявола! Он ведь то заманивает и ласкает, то гордится и пугает; так и ты: то, впадая в безмерную гордость, ты воображаешь себя правителем и пишешь обвинения против нас, то притворяешься беднейшим и скудоумнейшим рабом. Как и другие, бежавшие от нас, ты написал свое письмо собачьим, неподобающим образом – в исступлении ума, в неистовстве, по — изменнически и по-собачьи, как подобает одержимому бесом…

 

Дано это крепкое наставление в Москве, царствующем православном граде всей России в 7072-м году, от создания мира в 5-й день июля [5 июля 1564 г.].

 

Второе послание. 1577 год.

 

Писал ты, что я растлен разумом хуже язычника. Я же ставлю тебя самого судьею между мной и тобой: вы ли растлены разумом или я, который хотел над вами господствовать, а когда вы не захотели быть под моей властью, разгневался на вас? Или растлены вы, которые не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти, на словах я был государь, а на деле нисколько не властвовал? Сколько напастей я от вас испытал, сколько оскорблений, сколько обид и упреков! И за что? В чем была моя вина перед вами с самого начала? Чем и кого я оскорбил?.. А чем лучше меня был Курлятев? Его дочерям покупают всякие украшения и желают им здоровья, а моим шлют проклятия и желают им смерти. Много такого было. Сколько мне было от вас бед – не исписать.

А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты –  так ведь все мы люди. А ты для чего взял стрелецкую жену? А если бы вы с попом (Сильвестром) не восстали на меня, ничего бы этого не случилось: все это случилось из-за вашего самовольства. А зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его благодаря войне и кровопролитию? По божьему изволению с рождения был я предназначен к царству; как меня отец благословил на государство, уже и вспомнить не могу; на государском престоле вырос. А князю Владимиру с какой стати следовало быть государем? Он – сын четвертого удельного князя. Какие у него достоинства, какие наследственные права быть государем, кроме вашей измены и его глупости? В чем моя вина перед ним?..

...Вы мнили, что вся Русская земля под ногами вашими, но мудрость ваша ни во что поставлена по божьей воле. Вот ради этого я и навострил свое перо, чтобы тебе написать. Вы ведь говорили: «Нет людей на Руси, некому обороняться», – а ныне вас нет; кто же нынче занимает сильнейшие германские крепости?.. Не ждут бранного боя германские города, но склоняют головы свои перед силой животворящего креста! А где случайно за грехи наши явления животворящего креста не было, там бой был. Много всяких людей отпущено: спроси их, узнаешь.

Писал ты нам, вспоминая свои обиды, что мы тебя в дальние города, разгневавшись, посылали, – так теперь мы не пожалев своих седин, и дальше твоих дальних городов слава богу, прошли и ногами коней наших переступили все ваши дороги – из Литвы и в Литву, пешком ходили, и воду во всех тех местах пили, – теперь уж Литва не посмеет говорить, что не везде ноги наших коней были. И туда, где ты надеялся от всех своих трудов успокоиться, в Вольмер, место покоя твоего, привел нас бог: настигли тебя, и ты еще дальше поехал.

Итак, мы написали тебе лишь немногое из многого. Рассуди сам, как и что ты наделал, за что божье провиденье обратило на нас свою милость, рассуди, что ты натворил. Взгляни внутрь себя и сам себе раскрой содеянное тобой. Видит бог, что написали мы это тебе не из гордости или надменности, но чтобы напомнить тебе о необходимости исправления, чтобы ты о спасении души своей подумал.

 

Писано в нашей вотчине, Ливонской земле, в городе Вольмере, в 7086 году [1577], на 43-й год нашего правления, на 31-й год нашего Российского царства, 25-й – Казанского, 24-й – Астраханского.

 

 


Приложение 4.

 

 

Печать Ивана Грозного.                      Трон Ивана IV.

 

Печать Ивана Грозного             Трон Ивана Грозного   

 

 

Иван Грозный (европейская гравюра на дереве, XVI век)                                                    Иван Грозный (реконструкция М.Герасимова)

Иван Грозный. Реконструкция М. Герасимова.

Иван Грозный. Европейская гра-

вюра на дереве XVI век.                                                           

 

   

Княгиня Елена Глинская, мать

Ивана Грозного.                                              

Иван Грозный разговаривает с Сильвестром.